MP3Tunes.com: новый музыкальный проект Майкла Робертсона

24 февраль, 2005 - 00:00Александр Москалюк Многим, кто следил за перипетиями интернет-бизнеса, наверняка памятна история фотогалереи WebShots.com. Создатели этого проекта в 1999 г. продали его порталу Excite за 82,5 млн долл., причем значительная часть данной суммы была уплачена акциями интернет-гиганта. Тремя годами позже компания [email protected], которой так и не улыбнулась фортуна, подала документы на банкротство, в процессе которого фотосайт WebShots.com был продан его же создателям за 2,4 млн долл. Те же, получив в собственность свое же творение за столь смешные деньги (по сравнению с суммой первоначальной сделки), серьезно доработали проект, и в 2004 г. его купила компания CNET Networks за 70 млн долл. (из которых только 10 млн долл. были уплачены акциями).

Аналогичный путь сегодня пытается проделать и интернет-предприниматель Майкл Робертсон (Michael Robertson), который приобрел известность благодаря проекту MP3.com. Последний в свое время был продан компании Universal Music, а через какое-то время его перекупила CNET Networks. Получив весьма внушительную сумму, Робертсон решил не ограничиваться лишь одним проектом, и сейчас он контролирует сразу несколько фирм. Одна из них, SIPPhone, конкурирует с телефонными компаниями, предлагая покупателю VоIP-телефон с возможностью неограниченных по длительности звонков на ее аппараты. Другая, Linspire, пытается занять нишу на рынке операционных систем, конкурируя с продуктом от Microsoft (помните, сколько шуму наделали дешевые компьютеры в торговых универмагах Wal-Mart). Как видим, обе компании Робертсона так или иначе соревнуются с весьма солидными фирмами. Не является исключением и Web-магазин MP3Tunes.com, новый проект Майкла Робертсона.

Посетителя этого Web-сайта не оставляет ощущение, что нечто подобное он уже видел. В самом деле, молодые исполнители, отказ от работы с крупными брендами и непосредственный выход на музыкантов, приемлемые цены -- $0,88 за трек и $8,88 за альбом. А ведь таким ассортиментом и возможностью выбора славился на заре своего развития Web-магазин MP3.com. После успешного запуска молодого проекта Робертсон совершил стратегическую ошибку: он разрешил зарегистрированным пользователям рассказать сервису, какие компакт-диски они слушают. При наличии легальной копии диска (CD требовалось вставить в привод, откуда проверялась его аутентичость) цифровые копии всех композиций оказывались доступными в цифровом портфеле MP3.com, который и стал предметом судебных преследований со стороны музыкальной индустрии.

Похоже, что ошибки остались в прошлом, а деньги, полученные после продажи своего проекта музыкальному гиганту Universal Music, Робертсон решил вложить в борьбу с ним же. Робертсон утверждает, что сегодняшние магазины, предлагая композиции в защищенных от копирования форматах, обречены на проигрыш, так как музыка с элементами DRM противоестественна, не говоря уж о том, что CD-плеер соседа или магнитола в машине знать не знает о том, как играть такой защищенный файл. Поэтому выход заключается в абсолютном доверии торговца к пользователю, который должен иметь возможность загрузить купленную музыку в классическом формате MP3, допускающем неограниченное количество копий.

Робертсон торгует MP3 файлами с битрейтом 192 Kbps, и поклонники цифрового качества вправе потребовать более гибких условий. Стоит вспомнить, что первоначально MP3.com весьма успешно продавал компакт-диски, штампуя их самостоятельно и выплачивая музыканту неслыханную комиссию в размере 50% от цены продажи (в среднем по индустрии музыканты получают от 7% до 13%, однако объем фиксированных затрат бренда, который следует покрыть в первую очередь очень высок, в результате чего многим музыкантам так и не удается дождаться первый чек). Можно предположить, что компакт-диски будут продаваться и в новом проекте, по мере роста числа посетителей сервиса и музыкантов, с которыми MP3Tunes.com работает. Сегодня сайт MP3Tunes.com обещает выплаты в 60 центов за каждую проданную композицию и комиссию в $6 за каждый реализованный альбом, т. е. упор делается на взаимовыгодных условиях и открытости комиссионных.

По данным международной организации IF-PI, в 2004 г. пользователи Интернета законно приобрели около 200 млн треков. Основными продавцами цифровой музыки стали магазины Apple iTunes и Napster. Учитывая прогнозируемые тенденции роста объемов ее реализации, даже если MP3Tunes.com сумеет забрать себе несколько процентов рынка, это сулит ежегодный оборот в несколько миллионов долларов. А Майкл Робертсон снова станет известным в музыкальном мире предпринимателем.