Мобивидение

25 ноябрь, 2004 - 00:00Александр Москалюк
Телевизионный сериал "24" станет базисом для ряда "мобизодов" -- минутных клипов для показа на сотовых телефонах. В первую очередь телеролики американского канала будут транслироваться в Европе, где компания Vodafone неделей ранее запустила 3G-сеть для своих мобильных абонентов.

Для Vodafone, по мнению многих наблюдателей, столь масштабный старт нового сервиса станет событием, после которого фирма либо устремится к невиданным ранее высотам, либо же ее позиции ослабнут. За последний год убытки Vodafone составили 16,15 млрд долл., и новый сервис призван сделать фирму лидером мобильной связи в Европе. На фоне отсутствия других 3G-сетей добиться этого несложно. Вот только получить достойную прибыль компании удастся при условии привлечения массы новых клиентов. И телешоу оказываются той изюминкой, которая доступна в сетях третьего поколения и о которых не приходится говорить при скорости подключения 28,8 Kbps.

Зарождающаяся индустрия мобильного телевещания должна получить дополнительный импульс к развитию после недавнего представления компанией Texas Instruments нового чипа под кодовым названием Hollywood -- он должен появиться в сотовых телефонах к началу 2007 г. Hollywood наделит аппараты возможностью воспроизведения высококачественного TV-сигнала.

Параллельно с этим американский оператор Qualcomm принял решение инвестировать 800 млн долл. в создание национальной сети мобильного телевещания MediaFLO, для которой компания специально приобрела пакет соответствующих частот у Федеральной коммуникационной комиссии США. Заметим, что MediaFLO не принадлежит к разряду так называемых 3G-сетей. Используя стандарты сегодняшнего дня, MediaFLO предназначена для трансляции сугубо "видеоотрывков".

Акцент на них здесь не случаен. Когда в октябре американский оператор AT&T Wireless запустил пилотный проект по доставке видео на экраны мобильных телефонов, пользователи смогли насладиться потоком видео, скорость которого составляет 1 кадр в секунду. Для справки: телевизионные трансляции и видеозаписи воспроизводятся со скоростью 24-25 кадров в секунду. При частоте в 18-20 кадров человеческий глаз уже можно "обмануть", заставив мозг поверить в непрерывность видеоряда. Сегодня сети 3G-стандарта способны предоставить скорости, дающие операторам возможность транслировать видео с частотой 5-10 кадров в секунду. Протоколы для сетей четвертого поколения позволяют "разогнать" показ видео на сотовом телефоне до 30 кадров в секунду, и получается, что только в 4G-сетях операторы могут реально заявлять о доставке видео на мобильные устройства в режиме realtime.

А как же Vodafone? Телепартнер оператора, американский медиагигант Fox, предоставит европейской компании ряд одноминутных сюжетов, рассказывающих о последних событиях в телесериале "24". Сам телесериал можно посмотреть на каналах Fox, "мобизод" же будет предназначен для продвижения и рекламы телепродукта либо же для тех зрителей, кто не успел посмотреть последнюю серию. Ограничение в одну минуту неслучайно -- подобные объемы видео телефонные аппараты смогут временно сохранять в буфере, что затем должно создать впечатление "гладкой" картинки.

Итого пользователю предлагается платить за рекламный ролик, смотреть который придется на весьма небольшом дисплее аппарата. Безусловно, с развитием домашних видеокамер более популярными станут видеоклипы -- пользователи смогут пересылать их друг другу, однако сегодня очередь желающих насладиться видеосигналом на сотовом телефоне невелика. Когда компания Lyra Research опросила 1300 пользователей мобильной связи по поводу того, насколько они заинтересованы в мобильном видео, 6% респондентов назвали себя "чрезвычайно заинтересованными", 9% ответивших перспектива "весьма заинтересовала", 32% заняли нейтральную позицию касательно данной технологии, 27% заявили, что подобное их "не очень заинтересует", и 26% назвали себя "абсолютно незаинтересованными".

Однако фундамент новой индустрии заложен, и через относительно непродолжительное время увеличение пропускной способности мобильных сетей и новые формфакторы мобильных телефонов могут изменить отношение пользователей к телевидению и видео на экране сотового аппарата.