Мобильные телефоны получат контент-защиту

5 март, 2004 - 00:00Александр Москалюк
Консорциум OMA является совместным проектом Nokia, Samsung, Matsushita, mm02, RealNetworks, Warner Brothers и Intel. В ноябре 2002 г. в его рамках была принята первая спецификация стандарта, которая вышла в свет под названием OMA DRM 1.0 Enabler Release. Документ определял основные принципы защиты контента на мобильных устройствах. Однако с 2002 г. ситуация во многом изменилась, в чем можно убедиться, наблюдая за мировым (и украинским в том числе) рынком.

Во-первых, резко увеличилось число подписчиков мобильных сетей. Летом 2002 г. наше издание проинформировало читателей о знаменательном событии -- в мире был продан миллиардный ПК. Для достижения такого результата персональному компьютеру понадобилось более 25 лет. К концу 2003 г. GSM Association Group распространила данные о наличии в мире 970 млн. мобильных абонентов, выбравших именно GSM. Из них 180 млн. подключились к операторам в 2003 г.

Но стоит учесть, что первый GSM-оператор появился в самом начале 1992 г. Им стала компания Oy Radiolinja Ab, которая запустила в Финляндии первую в мире сеть стандарта Global System for Mobile Communications. Таким образом, дорасти до миллиарда мобильная связь смогла всего за 12 лет. При этом количество фактически проданных мобильных телефонов превышает миллиард уже давно, так как не стоит забывать, что сотовые сети многих стран используют и CDMA, и TDMA.

Во-вторых, с ростом популярности мобильной связи повышаются и требования к пропускной способности каналов. Если вчера мерилом качества сети и скорости каналов была отсылка SMS-сообщения, то с распространением телефонов со встроенными фотоаппаратами, музыкальными плеерами и цифровыми видеокамерами с одного аппарата на другой будут передаваться снимки, видеоролики и цифровая музыка. В случае фото или видео, только что сделанных пользователем, особых трудностей нет, а вот если MP3-файл или видеоролик является коммерческим, то возникают проблемы, которые и пытается решить OMA.

Вместе с тем создатели второй версии системы защиты авторских прав OMA DRM (Digital Rights Management) вовсе не отрицают полезности P2P-обмена. Базовые модели или сценарии, которые отрабатываются на сегодня, -- это покупка, скажем, одним тинейджером видеоклипа своей любимой группы для просмотра пусть на небольшом, но цветном экране мобильного телефона. Поставщик контента (им не обязательно должен быть оператор) сможет разрешить определенное количество просмотров видеофайла либо же предоставить пользователю полную свободу обращения с материалом.

Далее -- владелец аппарата хочет показать клип товарищу, для чего отсылает ему видеофайл. Этот файл путешествует по мобильной сети с одного телефона на другой, минуя сервер контент-провайдера. Однако когда второй пользователь захочет его открыть, видеоплеер выдаст информацию о защищенности контента и необходимости приобретения лицензии. На сайте провайдера можно будет купить одноразовый, многоразовый или нелимитированный просмотр видео.

Аналогичная система сегодня существует и в мире персональных компьютеров -- правда, появилась она там несколько поздновато (с точки зрения музыкальных компаний и киностудий), когда пользователи вовсю нарадовались возможностям Napster, Morpheus и т. д., а приложение Kazaa было загружено более 320 млн. раз. Мобильные операторы посчитали, что внедрять DRM-системы нужно как можно раньше, отсюда и спецификация OMA DRM 2.0.

Отметим, что между рынками Internet-пользователей и мобильных подписчиков есть определенное сходство. Сегодня поставщикам контента в Internet свои схемы защиты цифровых товаров предлагает около дюжины компаний (среди которых такие известные, как Microsoft, Apple Computer, Sony и RealNetworks) -- и мобильный рынок, несмотря на молодость DRM-технологий, также успел уже распасться на автономные лагеря.

В списке участников альянса заметно отсутствие Sony Ericsson и фирмы OpenWave Systems -- они предпочли заниматься DRM-разработками самостоятельно.

Ознакомиться с существующими проектами Open Mobile Alliance можно на сайте консорциума.