Мобильные купоны – отрасль с вечно нераскрытым потенциалом

13 март, 2012 - 15:47Александр Москалюк

Loopt, один из первых географических стартапов, появившийся на свет (еще в пред-айфонную эпоху) с целью рассказать пользователям, где сейчас находятся их друзья, на прошлой неделе стал собственностью Green Dot – компании, которая продает в торговых точках США дебитные карточки, пополняемые через предоплату. Такими карточками пользуется в основном ненадежный с точки зрения платежеспособности народ, которому банк не стремится выдать настоящую кредитку, а также туристы, которые либо не имеют кредиток, либо же сталкиваются с проблемами их использования в оффлайн- и онлайн-точках, пребывая в США.

На первый взгляд – не самые удачные участники для крепкого альянса. И Loopt, и Green Dot входят в портфель Seqouia Capital, которая после выхода Green Dot на IPO, а затем и выхода на стабильную прибыль наверняка начала намекать на высокий потенциал мобильного направления. Тем более, что основатель и гендиректор компании, Сэм Альтман, в последнее время стал более заметен в качестве "полу-партнера" YCombinator и инвестора-ангела, чем гендиректора Loopt.

В интервью о сделке обыгрывается тема мобильной коммерции и купонов на ходу, которая обсуждается как следующая крупная отрасль уже лет пять. С примерно таким тезисом – идет человек по улице, думает, где бы поесть, тут ему бац – купон, он и заходит к торговцу, который быстрее других освоил волну мобильной коммерции.

Это одна из тех индустрий, которые постоянно манят стартапы и крупные компании своим потенциалом. Об успешных проектах в области мобильных купонов говорят меньше. На моем телефоне до сих пор установлен MobiQpons (дата выхода – 2009 г., вроде как рабочее приложение, но дохлое с точки зрения полезности). Год назад eBay купил WHERE, стартап по продаже рекламы с узким географическим таргетингом. В мобильные купоны пошел и Groupon, запустив продукт Now, успехи которого не особо поразили инвесторов и топ-менеджеров компании (хотя у кого, как не у Groupon, целевая аудитория поклонников купонов):

It is a nifty idea but isn’t catching on quickly. Calling the product a "longer-term investment," Mr. Mason said at a conference last week that investors shouldn’t "expect it to become material within the next quarter or two." Groupon has argued that "Now" demonstrates the benefits of the company’s huge scale. Such a product isn’t conceivable without a huge density of deals nearby potential customers. Yet even Groupon is having trouble packing the product with enough deals to make it very useful. That may be a reason it hasn’t caught on.