Мобильная индустрия: активные действия в период затишья

21 май, 2007 - 23:00Артем Юрченко

По завершении очередного квартала производители мобильных телефонов традиционно попали в фокус внимания ряда исследовательских фирм. Согласно последнему отчету IDC, мировой рост поставок сотовых терминалов превысил 10%, что в натуральном выражении составляет 256,4 млн реализованных устройств. В соответствии с прогнозируемым сезонным снижением спроса на данную категорию товара уровень продаж относительно предыдущего квартала упал на 13,8%.

С наилучшим результатом к промежуточному финишу вполне предсказуемо пришла Nokia. Лидер отрапортовал об отгрузке в каналы 91,1 млн телефонов, благодаря чему доля занимаемого компанией рынка за год увеличилась до 35,5%. Заметное укрепление позиций финнов было отмечено на развивающихся направлениях Ближнего Востока, Африки и Китая. Во многом благодаря этим регионам бюджетный долгожитель Nokia 1100 стал настоящим мировым бестселлером. По информации производителя с момента запуска в 2003 г. количество выпущенных терминалов этой модели превысило 200 млн шт. Для сравнения: знаменитый iPod пока что может похвастаться преодоленным рубежом в 100 млн единиц, а продажи популярного RAZR от Motorola едва превысили 50 млн устройств. Часто встречающиеся в линейке Nokia имиджевые модели помогли удержать среднюю отпускную цену (ASP) телефонов на уровне 89 евро. Кроме этого, в достижения компании стоит занести рекордные продажи в сегменте конвергентных продуктов, представленных в основном аппаратами N73, N70, а также новой моделью бизнес-серии – E65. Объемы поставок смартфонов за первые три месяца текущего года превысили 11,8 млн единиц. Всего же с момента появления Series 60 было произведено свыше 100 млн телефонов Nokia на платформе Symbian. Задел на будущие кварталы компания планирует обеспечить благодаря нескольким инициативам. Прежде всего ставки делаются на линейку энергосберегающих устройств, первые из которых (Nokia 1200, Nokia 1208 и Nokia 1650) были представлены в начале мая. Продолжает совершенствоваться и направление деловых коммуникаторов. Последний тому пример – долгожданный выход в свет модели E61i.

Успехи в части презентации новых весьма интересных продуктов отчасти омрачаются менее радужными фактами в жизни телекоммуникационного гиганта. Так, среди них можно назвать серьезные разногласия с Qualcomm в I квартале нынешнего года по поводу лицензионных отчислений за патенты относительно стандарта UMTS, а также забастовку недовольных уровнем зарплат и отсутствием бонусов восьми тысяч работников Nokia в Финляндии.

Вторая строчка рейтинга все еще остается за Motorola. Отчетный период вновь оказался для компании Эда Зандера (Ed Zander) убыточным. Мало того, что рыночная доля за год сократилась почти на 2%, так это еще и привело к весомым потерям. Всего за первые три месяца 2007 г. Motorola поставила 45,4 млн терминалов, что несколько меньше 46,1 млн телефонов, отгруженных годом ранее. Ее позиции по-прежнему сильны в Северной Америке, представляющей почти треть мирового рынка сотовых аппаратов. В то же время несколько просчетов в Европе (к примеру, непростительная задержка с выпуском моделей, поддерживающих UMTS) заставили компанию уступить свои позиции более агрессивным игрокам. Впрочем, «мобильное» подразделение Motorola расценивает подобное положение дел исключительно в плоскости временных трудностей и в ближайшее время предполагает переломить ситуацию, анонсировав ряд кардинально обновленных устройств. Главным хитом обещает стать RAZR2, выпущенный в вариациях с поддержкой 3G HSDPA (V9), EV-DO CDMA (V9m) и классического GSM (V8). Не менее интересными выглядят спецификации Z8 – устройство оснащено памятью объемом 32 GВ и обеспечивает возможность просмотра видео со скоростью 32 fps.

Продолжает наращивать обороты Samsung. За рассматриваемый промежуток времени компания в очередной раз побила личный рекорд, впервые поставив 34,8 млн мобильных аппаратов. Благодаря этому, по состоянию на начало II квартала, ей удалось отвоевать 13,6% сегмента сотовых телефонов. Учитывая, что Samsung в равной степени представлена в каждом из основных рынков сбыта, ей удалось собрать отменный «урожай» с рождественских продаж как на Западе, так и на Востоке. Рекордному росту реализации продукции в столь пиковые периоды во многом способствовали высокоуровневые устройства серии Ultra Edition D900 и E250. Справедливости ради следует отметить, что их победоносное шествие не смогло сгладить эффект отрицательного роста ASP почти на 10%, ставшего следствием резко возросших темпов продаж бюджетных моделей. В связи с этим отрадно, что компания продолжила продвигать в массы платформу S60, выведя на рынок смартфон SGH-i400.

В рейтинге, по версии IDC, Sony Ericsson комфортно обустроилась на четвертой позиции. Между аналогичными кварталами в годовом сопоставлении поставки компании выросли на 64% и приблизились к 21,8 млн устройств. Однако доходность оказалась гораздо менее существенной ввиду того, что основной рост продаж пришелся на мобильные телефоны серии J, относящиеся к нижней и средней ценовым категориям. К слову сказать, чтобы прочно закрепиться на развивающихся рынках (основные потоки готовой продукции в I квартале пришлись на EMEA и Азиатско-Тихоокеанский регион), Sony Ericsson стремительно осваивает начальный сегмент. В качестве ярких тому примеров – заключение партнерских соглашений с азиатскими Foxconn и Flextronics, а также французской Sagem на производство моделей низшего уровня. Активизация разработок устройств под управлением ОС Symbian – еще одна заметная тенденция I квартала. Среди новинок последнего времени особенно выделялся смартфон P1, построенный на платформе Symbian OS 9.1. Трансфлективный сенсорный экран с диагональю 2,6 дюйма, совмещенная с цифровым блоком QWERTY-клавиатура, 3,2-мегапиксельная фотокамера с функцией сканирования визитных карточек и поддержкой технологии Push Email – вот далеко не полный перечень его достоинств.

Замыкает ведущую пятерку LG Electronics. Характерная для этого поставщика относительная стабильность находит свое подтверждение при сравнительном анализе статистических выкладок за прошлые кварталы. По итогам первой четверти поставки составили 15,8 млн штук (что всего на 200 тыс. больше, чем годом ранее), однако на 0,5% сократилась рыночная доля. Прочный задел, в свое время обеспеченный знаменитой линейкой Black Label Chocolate, сегодня надежно подкреплен серией Shine и моделями с поддержкой WCDMA.

В завершение не лишним будет привести весьма интересные наблюдения ряда отраслевых аналитиков. В частности, отдельными экспертами прогнозируется скорый неминуемый закат эпохи кнопочных устройств и появление на сцене сотовых терминалов с полноценными сенсорными интерфейсами. Естественно, роль детонатора здесь отводится аппаратно-программной разработке Apple – заочно и авансом воспетому iPhone. Практически все производители первого и второго эшелонов не только готовы поддержать эти «бескнопочные тенденции», но даже смогли упредить выход iPhone, анонсировав и начав выпускать схожие по дизайну и функциональности модели с сенсорным интерфейсом. Причем, несмотря на «патентные запугивания» Apple, этот процесс будет только усиливаться. Отсюда можно сделать вывод, что нынешним мобильным производителям наверняка придется потесниться, отдав iPhone немалую рыночную долю (ожидается, что Apple под силу реализовать порядка 14 млн устройств средней и верхней ценовых категорий до конца 2008 г.). Второй тенденцией станет желание потребителей сменить свой терминал, отдав предпочтение сенсорным моделям, однако не только от Apple, но и от других компаний. Благо ключевая элементная база в силу кросс-лицензионных и патентных договоренностей доступна для множества производителей, а различия заключаются лишь в проприетарных операционных системах и изысках разработчиков при дизайне внешнего вида устройств.

Мировой рынок мобильных телефонов
Компания I квартал 2007 г. I квартал 2006 г. Рост, %
Поставки, млн шт. Рыночная доля, % Поставки, млн шт. Рыночная доля, %
Nokia 91,1 35,5 75,1 32,2 21,3
Motorola 45,4 17,7 46,1 19,8 -1,5
Samsung 34,8 13,6 29,0 12,4 20,0
Sony Ericsson 21,8 8,5 13,3 5,7 63,9
LG Electronics 15,8 6,2 15,6 6,7 1,3
Другие 47,5 18,5 53,9 23,1 - 11,9
Всего 256,4 100,0 233,0 100,0 10,0
По данным IDC