В рамках публикации архивных материалов нашего издания, предлагаем вашему вниманию статью из №31 (150) «Компьютерного Обозрения» от 24 августа 1998 г. На рынке жестких дисков 20 лет было более двадцати производителей — сегодня их три. Этот материал о том, что же происходило в сегменте HDD в 1998 году.
Стоимость решений снижается, возможности растут — так вкратце можно охарактеризовать основные тенденции рынка информационных технологий. И жесткие диски здесь не исключение, а скорее, идеальный подтверждающий пример. Судить же о том, как развивается рынок этих устройств, позволяют исследования независимых маркетинговых компаний, таких, например, как International Data Corporation (IDC) и DISK/TREND. Выводы, которые можно сделать на основании их периодических отчетов, позволяют нам заглянуть немного вперед, быть в курсе основных тенденций на рынке и порой даже избежать ошибок в принятии важных решений.
СТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПАДАЕТ
Острая конкуренция среди производителей жестких дисков и новейшие достижения в области технологии магнитной записи по-прежнему играют на руку покупателям. Так, если средняя цена 1 МВ памяти накопителей в 1997 г. составляла 10 центов, то, согласно последнему отчету DISK/TREND, в 1998 г. ожидается, что она опустится ниже 5 центов за мегабайт (десять лет назад 1 МВ памяти жесткого диска стоил более $11).

Продолжает расти средняя емкость накопителей. Применение GMR-головок (giant magneto-resistive — сверхмагниторезистивных) позволило резко увеличить плотность записи информации на пластинах жестких дисков до 11 Gb на квадратный дюйм. В 1997 г. самыми популярными были диски емкостью от 2 до 3 GB. В 1998 г. абсолютное лидерство захватят 3~5-гигабайтовые диски, а в 2001 г., по прогнозам DISK/TREND, пальма первенства перейдет к накопителям емкостью от 20 до 40 GB и их продажи принесут производителям более 16 млрд. долл, доходов.
ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАСТУТ, ТЕМПЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ СНИЖАЮТСЯ
По данным IDC, количество поставленных жестких дисков в мире в 1998 г. возрастет по сравнению с 1997 г. на 13,9% и составит почти 147,2 млн единиц. Причем наибольший рост будет отмечен в сегменте накопителей для десктоп-систем — 14,7%.

Одной из тенденций мирового рынка жестких дисков является за-медлениетемпа возрастания доходов производителей. Согласно отчету DISK/TREND, в 1998 г. доходы от продаж накопителей увеличатся по сравнению с предыдущим годом на 7,9%, в 1999 г. — на 8,4%, в 2000 г. — на 4,1%, а в 2001 г. — лишь на 0,1%. Доля доходов от продаж жестких дисков в составе готовых компьютерных систем также уменьшается из года в год. Если в 1996 г. она составляла 24,3%, в 1997 г. — 19,9%, то по прогнозам на 1998 г. должна сократиться до 16,6%. Одной из основных причин снижения доходов производителей является бурное развитие рынка дешевых компьютерных систем (субтысячедолларовых), в производстве которых используются недорогие комплектующие. Рынок этот сегодня представляется уже достаточно емким, и производители, чтобы играть на нем, вынуждены снижать маржу.
По результатам 1997 г. IBM стала лидером по общему объему продаж жестких дисков (в денежном выражении), увеличив свою долю до 23,9%. И это несмотря на то, что IBM занимает всего лишь четвертое место по количеству производимых устройств. Seagate с 23,1% переместилась на второе место. Доля Quantum и Western Digital составила, соответственно, 15,5% и 13,3%.
ПРЕЖНИЕ АУТСАЙДЕРЫ ТЕСНЯТ ЛИДЕРОВ
Еще одной характерной тенденцией рынка жестких дисков 1997-1998 гг. является более интенсивный рост азиатских производителей, особенно в области продаж накопителей по OEM-каналам изготовителям компьютерных систем. Доля в общем объеме продаж неамериканских производителей в 1997 г. составила 22,7% и ожидается, что она возрастет к 2001 г. до 30%. Сегодня американские компании разрабатывают специальные маркетинговые программы, направленные на ограничение потери их доли рынка и основанные на форсировании выпуска новых изделий и агрессивной ценовой политике.

За последние два года наибольших успехов в расширении рыночной доли добились компании Fujitsu, Maxtor (американская компания, принадлежащая корейскому концерну Hyundai) и Samsung. Суммарная доля этих производителей увеличилась с 12,6% в 1996 г. до 18,7% в 1997 г. и ожидается, что в 1998 г. она . составит уже 28,7% (главным обра-зом, за счет сокращения доли Seagate, Quantum, Western Digital и IBM вместе взятых с 79,2 до 73,5 и 64,9%, соответственно). Если же рассматривать отдельно рынок накопителей для десктоп-систем, то здесь позиции Fujitsu, Maxtor и Samsung станут еще более сильными: по результатам 1998 г. им, согласно прогнозам IDC, будет принадлежать почти 35% рынка.
В сегменте накопителей для портативных систем фирмы Hitachi и Fujitsu начинают теснить пока еще бесспорных лидеров- IBM nToshiba, которым сегодня принадлежит 40,3% и 35,3%, соответственно: в 1996 г. две первые компании контролировали только 11,3% рынка, в 1997 г. — 15,4%, а в 1998 г., ожидается, захватят 26,5%.
Даже в классе устройств high-end позиции Seagate и IBM к концу 1998г. несколько пошатнутся за счет активности Quantum, Fujitsu и Western Digital. Короткие жизненные циклы накопителей и непрерывно обостряющаяся конкурентная борьба ведут к сокращению количества игроков на этом рынке. Из 59 компаний-производителей в начале 90-х годов к 1998 г. осталось немногим более десятка активных игроков, причем шесть первых контролируют сегодня почти 90% рынка.
Як RPA-платформа допомогла SkyUр автоматизувати оплату рахунків