Мировой рынок планшетов. Фактор mini вступает в игру

9 ноябрь, 2012 - 12:30Артем Юрченко

Глобальный рынок медиа-планшетов уже привычно радует стабильно растущими показателями поставок и объема выручки. И хотя отраслевые наблюдатели неустанно корректируют в сторону увеличения долгосрочные прогнозы развития передовой отрасли, удача сопутствует отнюдь не всем ее участникам.

Исходя осеннего прогноза исследователей IDC, по итогам 2012 г. игроки рынка поставят в каналы не менее 117,1 млн планшетов, тогда как еще в июне ожидалось не более 108 млн устройств. Не обошли стороной и прогноз на будущий год, измененный со 142,8 млн до 165,9 млн планшетов. Почвой для вносимых изменений послужила кардинальная смена потребительских предпочтений, беспрерывно подогреваемых широким спектром доступных и анонсированных моделей, их богатым функциональным насыщением и отличной поддержкой со стороны многочисленных разработчиков приложений. Как промежуточный итог, в третьей четверти года на мировой рынок отгружено свыше 27,8 млн планшетов. Таким образом, относительно аналогичного периода прошлого года налицо здоровая позитивная динамика в пределах 49,5%, тогда как рост по индикатору "QoQ" составил 6,7%.

Отложенный спрос, сформировавшийся в преддверии выхода в свет уменьшенной версии iPad, слегка ослабил позиции лидера - позитивная динамика роста продаж Apple замедлилась до 26,9%. Это обстоятельство моментально отразилось на подконтрольной рыночной доли вендора, которая всего за квартал сузилась с 68,2%, до 50,4%. Тем не менее, к сезону высоких продаж флагман индустрии уже подошел во всеоружии запустив четвертое поколение iPad и компактную версию классики – iPad mini. Результат не заставил себя долго ждать - за первые три дня новинки разошлись общим тиражом свыше 3 млн, улучшив в два раза предыдущий абсолютный рекорд продаж, согласно которому в марте нынешнего года за первый уикенд было реализовано 1,5 млн iPad третьего поколения версии «Wi-Fi Only».

Немалый интерес к iPad mini вне всяких сомнений подстегнет спрос на планшеты с диагональю экрана 7". Среди экспертов IHS iSuppli витает уверенность, что в нынешнем году глобальные поставки моделей обозначенного форм-фактора увеличатся не менее чем в два раза, до 34 млн аппаратов. Преобладающая позитивная динамика сохранится и в 2013 г., по итогам которого рост в годовом сопоставлении достигнет 96%, что будет отвечать 67 млн отгруженных устройств. Как весьма реалистичный итог, в нынешнем году 7-дюймовые аппараты возьмут под контроль 28% мирового рынка планшетов, а в будущем году оставят за собой уже не менее его трети.

Потенциал рассмотренного выше сегмента высок, ведь стартовая цена iPad mini в 329 долл. все еще оставляет много возможностей конкурентам Apple из Тор-5 для дальнейшего усиления собственных позиций. Ближайший из них – Samsung – в прошлом квартале добился рекордного роста продаж в пределах 325%, увеличив количество отгруженных устройств до 5,1 млн единиц. Среди широкого спектра планшетов разных расцветок и размерностей экранов, особая заслуга в части увеличения доли рынка корейцев в третьей четверти принадлежит Galaxy Note 10.1, на подмогу которому с недавних пор также пришел Galaxy 2 10.1.

Мировой рынок планшетов. Фактор mini вступает в игру

На приличном удалении от лидеров расположилась не менее активная тройка в лице Amazon, ASUS и Lenovo, каждый из которой добился ощутимого квартального роста продаж. Более того, Lenovo и ASUS, чьи продукты уже присутствовали на рынке годом ранее, сумели продемонстрировать характеризуемое трехзначным числом увеличение поставок. Несмотря на то, что представленные обладателем третьей строки рейтинга – Amazon – новые версии планшетов Kindle Fire HD с диагоналями экранов 7" и 8,9" стартовали лишь в конце сентября исключительно в Северной Америке, за квартал доля рынка вендора возросла с 4,8% до 9%. Дальнейшее укрепление позиций практически неминуемо с учетом скорого старта продаж обозначенных моделей в очередных пяти странах с весьма высоким потенциалом потребительского спроса.

Зафиксированный успех ASUS, отчитавшейся ростом продаж на 242,9% стал результатом прогнозируемо высокого спроса на Google Nexus 7.

Наращивание мышц Lenovo в планшетном направлении можно смело поставить в заслугу приоритетного для вендора китайского рынка. Именно Поднебесная обеспечила Lenovo львиную долю квартальных продаж. Впрочем, взятый темп вряд ли позволит в обозримой перспективе догнать даже ближайшего соседа сверху, не говоря уже про борьбу за далекую вершину. Агрессивно наступающая Lenovo уже заставила Acer покинуть пятерку сильнейших и переместиться в безликую категорию "Другие".

Так или иначе, но конкурентный прессинг на рассматриваемом рынке продолжает усиливаться. Несмотря на очередные успехи Apple, в игру вступают первые решения под управлением Windows 8 и Windows RT, расширяющие потенциальным потребителям свободу выбора. И хотя на рынке, где не последнюю роль играет стоимость продуктов, планшеты с поддержкой ОС Microsoft начальной стоимостью от 500 долл. выглядят изначально провальными, партнеры не сидят сложа руки, имея весьма широкое поле для ценовых маневров.  По подсчетам IHS, с учетом затрат на производство выпуск планшета с предустановленной Surface RT в версии 32 Гб составляет 284 долл., тогда как  розничная цена начинается от 499 долл.

В IDC полагают, что Windows-планшеты (включая реализуемые в настоящее время продукты под управлением Windows 7 и ожидаемые модели с предустановленными Windows RT и Windows 8, в нынешнем году возьмут 4%, а через пять лет оставят за собой 11% мирового рынка. Доля iOS тем временем возрастет с 57,2% в 2011 г. до 60% в 2012 г., а в 2016 г. опустится до 58%. В то же время, Android-лагерь сократит присутствие с 38,9% в 2011 г., до 35,3% в 2012 г., а через пять лет доля подобных решений снизится до 30,5%.