В рамках публикации архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из № 4 (222) «Компьютерного Обозрения» от 9 февраля 2000 г. Каким был рынок ПК двадцать лет назад? Из первой шестерки свои позиции в списке сохранили только трое.
Недавно ведущие аналитические фирмы — IDC и Dataqest — обнародовали собственные исследования, посвященные итогам прошедшего года на рынке ПК. И хотя цифры этих двух источников слегка отличаются (причина в том, что ЮС в своих оценках учитывает настольные ПК, ноутбуки и серверы, а Dataquest — только настольные ПК и ноутбуки), в целом картина получилась примерно одинаковой.
Как уже не раз отмечалось ранее, общее увеличение объемов продаж ПК на мировом рынке в 1999 г. несмотря на ряд серьезных потрясений оказалось на удивление высоким (более 20%). Одним из основных факторов, стимулировавших покупательскую активность, специалисты считают продолжающийся рост популярности Internet; при этом целый ряд аналитиков полагает, что немалую роль в развитии компьютерного рынка (особенно американского) сыграла неожиданно удачная идея Free PC, как это ни парадоксально. Среди других, не связанных с Internet факторов, способствовавших увеличению мировых объемов продаж ПК, специалисты называют ценовые войны в США (хотя они, конечно же, в первую очередь отразились на американском рынке) и начавшийся вновь подъем экономики Юго-Восточной Азии (например, в Японии объемы продаж ПК за год, по некоторым оценкам, выросли более чем на 30%).
Что касается проблемы Y2K, которая, как предполагалось, отрицательно скажется на продажах ПК во второй половине года прежде всего в корпоративном, государственном и образовательном секторах, то ее влияние было не столь значительным. По словам специалистов, оно свелось к 2%-му уменьшению объемов продаж ПК в четвертом квартале.
Лидером мирового компьютерного рынка по-прежнему является Compaq, далеко позади оставив ближайшего преследователя — Dell, которая вышла на второе место, оттеснив сданной позиции IBM. Правда, на американском рынке Dell хоть и с минимальным (примерно пол процента) отрывом, но все-таки опередила Compaq, таким образом, став здесь лидером. Однако гораздо важнее, пожалуй, то, что Dell и в 1999 г. продолжала оставаться наиболее динамично развивающейся компанией индустрии — ее темпы роста на американском рынке вновь превысили 50%. У Compaq же данный показатель составил около 17%. Примерно такая же динамика развития PC-бизнеса на мировом рынке в 1999 г. была и у «голубого гиганта», а вот в Америке IBM смогла увеличить свои объемы продаж всего лишь на 8%, из-за чего, по-видимому, и откатилась здесь на пятое место.
Четвертое место как на мировом, так и на американском рынке занимает Hewlett-Packard. За прошедший год эта компания благодаря агрессивной ценовой политике существенно расширила свое присутствие в потребительском секторе — ее линейка продуктов Pavilion пользовалась исключительным успехом. В результате по своим темпам развития HP стала второй в индустрии компанией после Dell: рост ее объемов продаж в 1999 г. на мировом рынке ПК превысил 30%, а на американском — 40% (причем в четвертом квартале он составил здесь более 60%, что весьма красноречиво свидетельствует об укреплении позиций компании именно в потребительском секторе).
На пятом месте в мировой табели о рангах находится Packard Bell NEC, о которой можно сказать лишь одно — при темпах роста порядка 1% 1999 год нельзя назвать для нее иначе, как полностью провальным.
Шестое место глобально и третье на американском рынке принадлежит Gateway — второй в числе лидеров компании, исповедующей прямую модель продаж. При этом надо заметить, что если бы не прорыв HP, то по показателям роста за минувший год (30%) Gateway заняла бы второе место.
И наконец, седьмой компанией в мировой и шестой в американской индустрии ПК по итогам 1999 г. стала Apple. Говоря об этой компании, нельзя пройти мимо одного весьма любопытного момента: темпы ее роста на мировом рынке оказались на треть выше, чем на американском, составив соответственно 24,5 и 17% (по данным Dataquest). Более того, рыночная доля Apple в США в сравнении с прошлым годом даже немного уменьшилась. Таким образом, становится очевидным, что вопреки довольно расхожему мнению своим сегодняшним успехом Apple обязана не одной лишь Америке. В пользу этого утверждения говорит и следующий факт — в четвертом квартале компания заняла первое место по увеличению объемов продаж ПК в Европе с результатом 52% (!).
Если же рассматривать европейский рынок в целом, то здесь картина примерно такая же, как и на мировом, за одним лишь исключением — на втором после Compaq месте находится не Dell (ей принадлежит третье), а альянс Fujitsu—Siemens. Четвертую ступень соответственно занимает IBM, а пятую — Hewlett-Packard.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора