Мировой рынок PDP: Япония vs. Корея

22 декабрь, 2004 - 00:00Владимир Исаев
До недавнего времени производство плазменных матриц оставалось, пожалуй, одной из немногих сфер индустрии средств отображения, где первенство по объемам выпуска принадлежало японским компаниям. Однако ведущие позиции им удержать, по всей видимости, не удалось.
Еще год назад первое место по объемам производства матриц PDP заняла Samsung. Судя по данным исследовательской фирмы DisplayBank, в IV квартале 2003 г. фабрики, принадлежащие Samsung, выпустили 146 тыс. панелей -- их оказалось на 11 тыс. больше, чем у прежнего лидера, FHP (Fujitsu Hitachi Plasma Display). Однако в целом за прошлый год на долю японских производителей (в их число, помимо FHP, входят Matsushita, Pioneer и NEC) пришлось около 60% всех поставок, или чуть больше 1 млн панелей.

Мировой рынок PDP Япония vs. Корея В сентябре 2003 г. на рынке плазменных мониторов и ТВ началась настоящая ценовая война. Средняя розничная стоимость 42-дюймовых устройств в I полугодии 2004 г. снизилась с $4200 до $3000, так что многим производителям конечной продукции пришлось пересмотреть свои планы и отказаться от услуг японских поставщиков, перейдя на менее дорогие комплектующие тайваньских, китайских и, конечно, корейских компаний.

Как отмечает DisplayBank, в III квартале 2004 г. Samsung произвела 216 тыс. плазменных панелей (в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), что составило 24,1% от общего объема продаж. Основными потребителями матриц Samsung (помимо принадлежащих ей заводов) по OEM-соглашениям являются Fujitsu, для которой поставляют панели с диагональю 42 и 60 дюймов, и Sony.

На второе место по итогам квартала вышла LG, занявшая 21,5% рынка -- она выпустила 192,9 тыс. матриц. Как и Samsung, компания использует их для собственного производства, а также продает другим фирмам, включая Toshiba и Philips.

На третьем месте оказалась Matsushita, поставившая на мировой рынок 189,3 тыс. панелей, большая часть которых нашла применение в устройствах Panasonic. Ну а FHP теперь занимает лишь четвертую позицию, причем объем производства снизился у нее со 160,9 тыс. шт. во II квартале до 155,4 тыс. шт. в III квартале. Основные потребители FHP -- заводы двух родительских компаний.

Несмотря на то что корейские фирмы демонстрируют весьма активный рост производства, эксперты не спешат прочить им светлое будущее в области PDP. Несколькими месяцами ранее Кенни Ким (Kenny Kim), вице-президент DisplayBank, высказал предположение, что через 3--4 года ведущие позиции на рынке вновь займут компании из Страны восходящего солнца. Дело в том, что ни Samsung, ни LG, ни более мелкие производители из Тайваня и Китая не владеют патентами на базовые технологии в области производства PDP. Все права на них принадлежат японским фирмам, в течение нескольких лет вложивших в R&D огромные средства (отчасти этим объясняется дороговизна их матриц).

Со стороны владельцев патентов неоднократно звучали обвинения в нарушении прав собственности. Самым громким стал иск от Fujitsu, предъявленный в апреле этого года Samsung. Предметом спора являлся алгоритм увеличения срока службы матрицы PDP, разработанный японской фирмой и использующийся в панелях Samsung. До июня нынешнего года, пока претензии Fujitsu не были удовлетворены, импорт плазменных ТВ и мониторов корейской компании запретили сразу несколько стран, и в первую очередь Япония -- один из самых крупных сбытовых регионов для "плазм".

Подобные санкции могут быть применены и по отношению к LG -- 1 ноября Токийский окружной суд принял иск к этой фирме от Matsushita. "Второй номер" рынка PDP обвиняется в незаконном использовании в плазменных матрицах технологии теплоотвода. Спустя два дня LG, правда, заявила, что будет оспаривать эти претензии и выдвинет против Matsushita встречный иск, о содержании которого пока ничего не сообщается.

Ожидается, что по итогам нынешнего года японские и корейские компании произведут примерно одинаковое количество панелей и займут по 45-47% рынка. А вот уже в 2005 г. Samsung и LG вкупе смогут обеспечить большую часть мировых поставок матриц. Так что вполне понятно, почему японские фирмы, проигрывающие по ценам, сообща или порознь уже сейчас начинают давить на корейские предприятия доступными юридическими методами.