Вахе Тороссян, Microsoft: «В Украине мы собираемся превзойти результат 2005 года – 43% роста»

26 сентябрь, 2006 - 15:46КО

Сегодня у нас в гостях Вахе Тороссян, вице-президент Microsoft в EMEA и президент по Центральной и Восточной Европе. Беседу с ним мы начали с обсуждения преобразований в украинском представительстве компании, произошедших несколько месяцев назад, и его подчиненности, измененной с 1 июля. За последние четыре года мы стали свидетелями эволюции локального офиса, который поначалу насчитывал всего несколько человек и, по сути, был частью московского, затем киевская команда была увеличена и подчинена особой структуре, курирующей все страны СНГ. И вот наконец мы наблюдаем формирование полноценного представительства, напрямую отчитывающегося перед европейской штаб-квартирой.

Начну с того, что на своем нынешнем посту я нахожусь чуть более года. Мне понадобилось примерно пять месяцев, чтобы понять ситуацию в этом регионе и динамику в разных странах, входящих в него. Географически это очень большая территория, и имеются весьма существенные различия в развитии и объемах продаж на каждом локальном рынке. При этом должен отметить, что в регионе в целом наш бизнес постоянно увеличивается, и в принципе это означает, что все делается правильно. Что касается Украины, то, на мой взгляд, в отличие от других стран СНГ, рынок здесь развивается наиболее стабильно, и мы рассматриваем его как самый перспективный. Хотя по размеру он уступает, скажем, российскому, но нигде мы не наблюдаем таких темпов роста, как здесь. В минувшем году наш бизнес в Украине вырос почти на 43%, а до этого несколько лет он держался на уровне 30%. И это несмотря на то, что страна переживала весьма сложный в политическом отношении период, что, конечно же, не может не отражаться на развитии экономики. Однако мы полагаем, что в нынешнем году нам удастся улучшить прошлогодний результат. Данная задача непростая, но для этого есть все предпосылки – у нас сегодня в Украине отличная команда специалистов, владеющих необходимой компетенцией и опытом, прямая поддержка европейского офиса.

Украина зачастую находится в тени России. Так, многие корпорации, имея представительства в Москве, которые, в свою очередь, контролируют небольшие киевские офисы, всю активность направляют именно на российский рынок.

Microsoft «В Украине мы собираемся превзойти результат 2005 года – 43% роста»
Вахе Тороссян

Мы считаем украинский рынок не менее важным, чем российский. Для Microsoft обе страны одинаково важны, собственно, поэтому и предприняты шаги по изменению подчиненности локального офиса.

А какова общая стратегия Microsoft в Украине на нынешнем этапе?

Отвечая на ваш вопрос, прежде всего я бы разделил ответ на две составляющие: организационную работу и приоритетные направления развития бизнеса. Что касается первой, то очевидно, что с ростом объема работ и количества решаемых задач организационные вопросы актуализируются. С каждым днем человеческий фактор становится все более важным, при этом по мере развития бизнеса необходимых специалистов найти все сложнее, в том числе и из-за нарастающей конкуренции. Это характерно не только для Украины, но и для всех стран региона. Одной из основных задач в вашей стране я считаю усиление нашей команды и укрепление партнерской сети, или точнее, – экосистемы. Весьма существенное значение имеет повышение статуса наших партнеров, непосредственно контактирующих с покупателями, которые должны быть уверены в качественном сервисе.

В отношении второй составляющей мы планируем предпринять серьезные усилия в направлении продвижения наших продуктов для малых и средних предприятий. Несмотря на сохраняющийся высокий уровень пиратства, сегмент SMB развивается очень бурно, инвесторы заинтересованы в этом рынке. В таких условиях нам необходимо разработать и внедрить отдельную стратегию для продаж и сервисных услуг в данном сегменте.

Не утратила актуальности и наша работа с государственными органами – это направление, которым мы давно занимаемся в Украине, но со временем его значение только усиливается. Чем шире общество использует последние технологические достижения и становится, образно говоря, модернизированнее, тем большая требуется прозрачность, и IT как нельзя лучше подходят для решения таких задач – рассказывать об этом можно часами. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с различными образовательными структурами и многими университетами.

Однако не менее важен для нас и частный сектор. Так, на фоне происходящих процессов приватизации и развития крупного бизнеса в Украине растет интерес к ERP-решениям, которые становятся необходимым компонентом в построении различных инфраструктур. И мы намерены уделять самое серьезное внимание данному направлению – совсем не случайно в рамках MBS стали появляться локализованные решения. Вчера я провел специальную встречу на эту тему с менеджерами украинского представительства Microsoft, и мы определили ряд первоочередных задач.

А что касается пользовательских продуктов?

Само по себе понятие «пользовательские» – очень широкое, даже в контексте нашей продукции. И в ближайшее время мы планируем выпустить новые версии Microsoft Office 2007, Internet Explorer, Windows Mobile и т. д., вплоть до поставок последней модели игровой приставки Xbox в страны Восточной Европы. В такой ситуации залогом успеха нашего бизнеса являются правильный выбор партнеров и работа с ними на должном уровне. Зачастую довольно сложно спрогнозировать, какие именно продукты будут пользоваться наибольшей популярностью в том или ином регионе, а какие окажутся мало востребованными.

Не за горами очередной релиз операционной системы Windows Vista. Какие ожидания вы связываете с этим событием?

За долгие годы работы в Microsoft я участвовал в запусках и выводе на рынок десятков, а может, и сотен новых продуктов – большинство из них были успешными, хотя случались и не вполне удачные. Но в перспективах Windows Vista я уверен на все 100%. Она действительно предоставит новые замечательные возможности и пользователям, и тем, кто строит свой бизнес вокруг этой ОС. Конечно же, продвижение нового продукта – всегда непростая задача, ее решение предполагает период напряженной работы, особенно если речь идет о таком масштабном проекте. Ведь Windows сегодня используют почти миллиард человек во всех уголках земного шара, и мне иногда кажется, что многие скептики просто не осознают сложности такого проекта. Нужно поддержать самое разное оборудование, учесть всевозможные обстоятельства, предпочтения и реакции пользователей и т. д. Кроме того, возникают проблемы, о которых еще пять лет назад никто не задумывался. В первую очередь это относится к вопросам безопасности, требующим очень взвешенного подхода, массы времени и ресурсов. С другой стороны, у любого разработчика всегда есть желание еще немного отложить релиз, что-то изменить, улучшить... А клиенты и партнеры, напротив, хотят побыстрее получить готовый продукт. Здесь очень важно найти золотую середину.

В нынешнем году Microsoft запустила новый проект под названием Windows Live. Какие результаты данной инициативы можно ожидать в ближайшем будущем?

Как вы знаете, Windows Live еще находится в стадии разработки. Это очень динамичный инновационный проект, который продемонстрирует наше видение того, каким должен быть Web-сервис. Windows Live сегодня предоставляет около 12 инструментов, функционирующих в пилотном режиме, однако часть из них уже на днях будет открыта для широкого использования. Кроме того, до конца года мы планируем увеличить их количество до двадцати. Хочу также отметить, что ряд служб, в частности Windows Live Messenger и Windows Live Mail, будут доступны и на украинском языке. В целом же мы поставили перед собой достаточно амбициозную задачу, и ее выполнение станет первым шагом к лидерству на рынке Web-сервисов.

Многие эксперты полагают, что данный проект радикально повлияет на способ продаж продуктов Microsoft в будущем.

На сегодняшний день это в основном догадки и гипотезы. Дело в том, что как только у Microsoft появляются новые проекты или подходы к ведению бизнеса, возникает уйма разных предположений. Так было, например, когда мы в качестве носителей ПО стали использовать не дискеты, а CD. Аналогично: стоило нам пересмотреть схемы продаж корпоративных лицензий крупным заказчикам, как нас начали обвинять в том, что мы «убиваем» своих партнеров. Однако никакой катастрофы не случилось, просто старым партнерам пришлось несколько изменить свои подходы, а многие новички, изначально ориентированные на иные условия, добились неплохих результатов. То же самое происходит и сейчас. Мы впервые предлагаем подобное решение, и предугадать эффект от этого шага довольно сложно, но в любом случае мы стремимся расширить бизнес, не разрушая прежние связи и механизмы. По-прежнему основная задача Microsoft – создание платформ, для которых каждый сможет разрабатывать свои программы и приложения. Но если мы увидим, что будущее именно за Windows Live, изменится и вся система ведения бизнеса, – его центром станут Web-сервисы.

Как вы отметили, основу вашего бизнеса составляют программные платформы. Но кроме того, вы производите много различных приложений, и нередко вашими партнерами и конкурентами могут быть одни и те же компании. Какова стратегия в этом направлении?

Со стороны это зачастую действительно выглядит довольно странно, но на самом деле бизнес – очень сложная система с многоуровневыми связями. Я думаю, что у большинства крупных компаний возможно три вида взаимоотношений: во-первых, они могут быть партнерами, во-вторых, конкурентами, и, наконец, в-третьих, просто продавцами и покупателями. Приведу в пример SAP, которая для Microsoft является очень крупным партнером в области разработки. На наших платформах они создают и внедряют свои весьма непростые решения, и мы тесно с ними взаимодействуем по самым разным направлениям, чтобы обеспечить максимальную эффективность. В то же время в сегменте ERP для среднего и малого бизнеса мы начали вести с ними конкурентную борьбу, при этом оставаясь партнерами. И такая ситуация не является исключением, причем не только в нашей области. Сегодня нигде нет такого простого разделения на партнеров и конкурентов, как это было в прошлом. Картина более сложная.

Вы упомянули вашу ERP-систему. Каковы подходы компании в этом секторе рынка?

Чтобы добиться успеха в данном сегменте, следует делать ставку на вертикальные приложения. Это основной постулат. Очевидно, что заказчики сегодня хотят получить не просто инструментарий, а законченное решение своих проблем. И одной из составляющих нашей деятельности является создание платформ и стандартов, используя которые сторонние разработчики создадут свои вертикальные приложения.

Если посмотреть на работу различных интеграторов, занимающихся ERP, то мы увидим, что от 40 до 60% всех затрат уходят на то, что мы называем «горизонтальным слоем». Клиенты не хотят платить большие деньги за базовые функции, но они не пожалеют средств на качественные вертикальные приложения. Поэтому интеграторам становится выгодно сотрудничать с нами, поскольку им не надо тратить ресурсы на разработку базовых элементов – это делаем мы. А они могут сосредоточиться на вертикальных приложениях, и этот процесс взаимовыгодный.

Традиционный вопрос, который мы не можем обойти, – нынешняя политика Microsoft в отношении открытых исходных кодов.

Если вы спросите меня, противостоим ли мы этому течению, боремся ли с ним, я отвечу отрицательно. Мы конкурируем с продуктами, созданными таким образом, но не более того. На самом деле весьма часто люди путают, не различая, когда речь идет об открытом исходном коде, а когда – об открытых стандартах. Мы являемся сторонниками открытых стандартов и всячески поддерживаем их, например XML. Не в последнюю очередь поэтому наши платформы достаточно конкурентоспособны. Что касается открытого исходного кода, то это совершенно иное, и в большей мере в данном случае речь идет о подходах к дистрибуции программного обеспечения. Мы исповедуем другие принципы. Но очевидно, что оба направления важны для пользователей, и им самим решать, какой вариант для них наиболее приемлем. Интересно, что по мере своего развития течение Open Source оказывается все ближе к области коммерции. Как это ни банально, но будучи студентом, вы можете долго говорить о равенстве, открытости, прогрессе и прочих вещах, ратовать за то, что плодами вашего труда все должны пользоваться бесплатно, но в какой-то момент вам потребуются деньги, и вы вынуждены будете их зарабатывать, продавая плоды своего труда. Если кому-то подходит концепция Open Source, ради Бога, пожалуйста, занимайтесь этим, но вы должны осознавать, что для развития проекта вам рано или поздно понадобятся средства. Microsoft выпускает инновационные решения, но мы ежегодно вкладываем около 7 млрд долл. в исследования и разработку. И такие огромные траты – единственный путь, позволяющий быть лидером и предлагать лучшие продукты на рынке.

Изменилась ли ситуация за последнее время?

Если бы вы задали подобный вопрос лет пять назад, то ответ был бы гораздо эмоциональнее и красноречивее. Сама ситуация вокруг Microsoft была более напряженной – нас атаковала пресса, рынок не был таким уравновешенным. Со временем все изменилось, и люди стали больше доверять подтвержденным фактам. Менялись и наши взгляды: мы по-прежнему стоим на позициях создания коммерческого ПО, но вместе с тем в отдельных случаях, когда, например, речь идет о вопросах государственной безопасности, открываем доступ к нашим системным кодам соответствующим структурам.

Следующий вопрос касается ваших инициатив на развивающихся рынках, в частности таких, как Flex Go и Windows Starter Edition.

В июле нынешнего года мы представили структуру международного уровня, команда которой будет заниматься исключительно разработкой и продвижением новых товаров на развивающиеся рынки. В таких регионах, как Азия, Западная Европа, Восточная Европа и Латинская Америка, мы собираемся выделять ресурсы на исследования рынков, чтобы знать, какие именно продукты востребованы в том или ином из них. Благодаря такому подходу мы сможем сократить время, требуемое на разработку специальных программ. Инициатива Windows Starter Edition впервые была запущена полтора года назад в Таиланде, затем в Бразилии. И должен отметить, что программы были успешными, поскольку там это делалось масштабно, на государственном уровне, с привлечением местных сборщиков ПК и розничных сетей. Концепция Flex Go, которая предполагает использование схемы подписки, в чем-то схожей с prepaid cards в мобильной связи, также, как мне кажется, весьма интересна и перспективна. Уже сегодня абонентов мобильной связи, скажем, в России, намного больше, чем в Германии, и все благодаря концепции предоплаты услуг (prepaid concept).

Все эти инициативы направлены на частных пользователей. С корпоративным сегментом, будь это крупные компании или небольшие фирмы, картина более очевидная. Здесь программное обеспечение является одним из элементов ведения бизнеса и получения прибыли. В потребительском же сегменте на развивающихся рынках еще нужно приложить немало усилий, чтобы человек осознал, что ПО имеет такую же стоимость, как и материнская плата или монитор. Но с другой стороны, мы понимаем, что обеспечить доступ населения к IТ крайне важно для развития страны. И программы Flex Go и Windows Starter Edition возникли не столько из соображений бизнеса, сколько именно по этим причинам.

Как обстоят дела с пиратством и каковы нынешние подходы к борьбе с ним?

Если мы посмотрим на страны Восточной Европы, то уровень пиратства там составляет около 70%. Это весьма высокий показатель по сравнению с другими европейскими странами, но тем не менее, некая планка. Что касается Украины, то тут уровень пиратства значительно выше – в прошлом году он достиг 91%. И это, конечно, удручает. В то же время не может не радовать, что за год этот показатель снизился на 6%. Такая тенденция является позитивной, и тут можно привести много причин, почему это происходит. Пожалуй, основная из них – усилия, предпринимаемые на протяжении последних лет государством, которые начали давать свои плоды. Сегодня IT-рынок в Украине можно приблизительно оценить в 1 млрд долл., из них доля ПО составляет около 200–300 млн долл. Согласно недавнему исследованию IDC, при снижении уровня пиратства еще на десять пунктов в течение трех лет страна получит добавку к ВВП в 1 млрд долл., плюс к этому появится около 5 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, а казна получит более 100 млн долл. налоговых отчислений. Как вы, наверное, знаете, организация BSA на днях объявила о своем выходе на украинский рынок, что также весьма симптоматично. Кроме того, снижение уровня пиратства напрямую влияет и на привлечение западных инвестиций, поскольку многие компании тщательно изучают этот вопрос, прежде чем принять решение о начале работы в той или иной стране. Так что затронутая тема очень важна для государства со всех точек зрения. Но мы наблюдаем определенный прогресс в данном направлении, и это вселяет надежду.