Microsoft начинает прорыв на рынок цифрового кабельного ТВ

17 июнь, 2003 - 23:00Алексей Гвозденко Оразработках Microsoft, относящихся к телевизионной сфере, мы уже писали год назад ("Компьютерное Обозрение", # 26, 2002). Однако тогда речь шла главным образом о концепциях, о том, какими видит компания перспективы упомянутого направления. Теперь появился повод вернуться к этой теме вновь, поскольку софтверным гигантом недавно были представлены конкретные результаты разработок в данной области, причем весьма и весьма значительные.

Microsoft начинает прорыв на рынок цифрового кабельного ТВ
Билл Гейтс (слева) рассказывает о возможностях Microsoft TV Foundation Edition Брайану Робертсу (Brian Roberts), главе ведущей американской кабельной компании Comcast
На проходившей в Чикаго выставке The National Cable & Telecommunications Association's (NCTA) 2003 National Show редмондская фирма анонсировала Microsoft TV Foundation Edition -- программную платформу для систем цифрового кабельного телевидения.

Это сквозное решение, включающее в себя компоненты, которые устанавливаются как на серверное оборудование операторов, так и на телевизионные приставки их абонентов. По утверждению Microsoft, оно предоставит и тем, и другим множество новых возможностей.

В частности, продемонстрированная еще на прошлогодней NCTA Show технология Microsoft TV IPG (Interactive Program Guide) интегрирована средствами передачи видео по требованию (VOD -- Video On Demand) из новой платформы, что делает поиск интересующих зрителя программ максимально простым. Причем сами средства VOD построены так, что унифицируют (с точки зрения пользователя) процесс доставки содержимого от всех провайдеров.

Кроме того, Microsoft TV Foundation Edition включает в себя основанную на промышленных стандартах среду разработки, а также программную базу для реализации разнообразных насыщенных графикой служб и приложений (прогнозы погоды, новостные каналы и т. п.). Операторы также получают в свое распоряжение обширный набор инструментов для создания интерактивной рекламы, проведения маркетинговых исследований, кампаний и т. д. Конечно, здесь упомянуты далеко не все возможности новой платформы, однако и сказанного вполне достаточно для понимания того, на что, собственно, замахивается Microsoft.

О поддержке Microsoft TV Foundation Edition уже объявили многие ведущие производители аппаратного обеспечения и компонентов, разработчики ПО, поставщики содержимого и т. д. В их числе Motorola, SeaChange, Concurrent Computer, MetaTV, Two Way TV и Advanced Digital Broadcast (ADB), а также Sigma Designs и National Semiconductor. Отметим, что клиентские компоненты платформы могут использоваться во многих уже существующих приставках. А первым оператором, внедрившим Microsoft TV Foundation Edition, должна стать мексиканская Cablevision, планирующая начать ее применение уже в нынешнем году (причем, согласно прогнозам, число подписчиков в Мехико до конца года может достичь 450 тыс.).

Правда, как полагает ряд наблюдателей, перспективы Microsoft на рынке цифрового кабельного телевидения отнюдь не столь радужны, как может показаться сначала. И дело здесь совсем не в технологии.

На первый взгляд, тут вполне уместна аналогия с платформами доставки содержимого через Internet, где, как известно, Microsoft удалось достичь заметных успехов. Но эксперты указывают на одно существенное различие -- кабельные компании, в отличие от разнообразных Web-служб, в основном не являются владельцами транслируемых программ. То есть они занимаются именно распространением содержимого и в постройку предназначенной для этого инфраструктуры вложили, по некоторым оценкам, 60 млрд. долл. Поэтому далеко не факт, что они захотят пустить в данную сферу нового игрока, да еще и такого сильного, как Microsoft.

"Microsoft предлагает хорошую технологию, но речь идет об очень конкурентной среде, и кабельные компании будут стремиться сохранить контроль над ней", -- считает аналитик Yankee Group Райан Джонс (Ryan Jones).

Впрочем, делать какие-то выводы можно будет лишь по прошествии определенного периода времени. Тем более что совсем скоро Microsoft собирается выступить с рядом инициатив, ориентированных именно на операторов.