Microsoft — проблемы роста?

13 декабрь, 1995 - 17:03КО

Еще раз Microsoft осадила тех аналитиков, которые осмеливались предполагать, что существуют какие-то пределы ее доминирования.

17 октября фирма обнародовала свои первые финансовые итоги с момента выхода в свет операционной системы Windows 95. Скорее всего, было действительно продано рекордное количество (около 7 млн копий) этой широко разрекламированной программы. Таким образом, уровень их продаж увеличился на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Акции Microsoft возросли на 13%, ударив рикошетом по акциям других фирм и напомнив инвесторам, что ставить против Microsoft — не слишком умный выбор. Тем не менее среди шумного празднования успехов было и тихое предостережение: подобный рост не может быть слишком долгим. Критики давно предсказывали конец подъема Microsoft и ... каждый раз оказывались не правы. В самом деле, компания еще никогда не была столь доходной. По данным Dataquest, Microsoft владеет 90%-ной долей своего наибольшего рынка — операционных систем настольных PC и интегрированных в пакеты программных приложений (текстовых процессоров, электронных таблиц и баз данных), а также 42% мирового рынка программного обеспечения для персональных компьютеров. Если учитывать рост этого рынка примерно на 20% в год, то Microsoft может чувствовать себя вполне уверенно. Не удивительно, что за последние пять лет ее бизнес вырос более чем в пять раз со средним показателем - 38% в год.

Microsoft - проблемы роста?

Парадоксально, но чем больше успех, тем глубже проблемы Microsoft, как и других быстро растущих компаний, например крупнейшей в мире WalMart, занимающейся розничной торговлей. Чем крупнее становится фирма, тем сложнее ей удовлетворить свои аппетиты в отношении новых доходов. В 1990 г. 38%ный рост продаж Microsoft составлял менее 90 млн. долл., теперь, чтобы достичь той же цифры, ей необходимо заработать около 800 млн. долл.

В своем недавнем росте Microsoft опиралась на такие приложения, как текстовые процессоры. В прошлом году набор Microsoft Office внес 40%-ную лепту в ее общий доход, превысив прибыль от продаж всех операционных систем вместе взятых. Но фирма уже имеет 90%-ную долю этого рынка, наибольший сегмент которого (бизнес-приложения) растет не так уж и быстро — около 10% за прошедший год. Таким образом, Microsoft должна искать новые пути выжимания денег с уже существующих заказчиков. Для приложений это может быть upgrade. Однако компании обычно берут за такую версию не больше половины стоимости оригинала, и если количество покупателей, впервые приобретающих продукты Microsoft, существенно уменьшится, то ее доходы могут пострадать.

Подобные проблемы переживает Microsoft и с операционными системами. Фирма доминировала на этом рынке с первых дней появления персональных компьютеров. Около 60 млн PC будет продано в этом году, и фактически все они — с операционной системой от Microsoft, что принесет ей почти 2 млрд. долл. Но комфортабельным этот рынок тоже не назовешь: едва ли компания может влиять на его рост, который зависит от продаж самих компьютеров. Отсюда — Windows 95 и сверхусилия по ее продвижению. Хотя Microsoft и не м. : от существенно увеличить рост продаж PC, однако обновление операционной системы — хорошая возможность еще немного заработать на нынешних их владельцах. Но даже Windows 95 — не такая уж «дойная корова», как можно было вообразить. Большинство копий проходит мимо новых компьютеров, заменяя предыдущие версии Windows и принося Microsoft доход порядка S10 с одной машины, согласно данным Рика Шерланда (Rick Sherlund), аналитика Goldman Sachs. Копни, проданные отдельно, более доходны, однако их количество составляет всего 3 млн из проданных 7 млн, и розничные торговцы, заказавшие 8-10 млн копий, вероятно, как считает Шерланд, вернут их большую часть обратно.

Эти тенденции указывают на пределы дальнейшего роста Microsoft. В следующем году уже не будет только что стартовавшей Windows 95, способной взорвать доходы от продаж новой ОС и связанных с нею приложений (всего около 80% общей прибыли компании). На других же рынках Microsoft только начинает нащупывать свой путь. Компания возлагает большие надежды на потребительское программное обеспечение, которое включает ее лидирующие на рынке образовательные и развлекательные программы на компактдисках, однако это еще не высокодоходный бизнес. Обрела почву, но все еще отстает от конкурентов, таких как Oracle и Novell, операционная система NT с пакетом Back Office. Internet-приложения, включая Microsoft Network с новыми услугами on-line, с учетом жесткой конкуренции также вряд ли принесут большую прибыль в ближайшие годы.

Вот почему многие аналитики в компьютерной индустрии называют 24 августа — день выхода Windows 95 — пиком Microsoft. Конечно, компания будет расти, но рост ее будет ограничен потолком общего роста рынка — около 20% в год. Между тем Рик Шерланд считает, что в 1997 г. доходы Microsoft увеличатся всего на 15%, хотя за счет сокращения расходов прибыль будет большей. Напомним, однако, что Билл Гейтс слышал подобные прогнозы и раньше и доказывал, что они ошибочны. Однако теперь, когда большинство его миров уже освоено, это будет гораздо тяжелее.

 

Что означает «synergy» по-японски?