Массовая цифровая фотография: Новый этап развития рынка

20 июнь, 2001 - 12:44Алексей Гвозденко

Несмотря на общий спад в индустрии, есть направления, в которых сохраняются высокие темпы развития. Одно из них — рынок цифровых камер.

В настоящее время, по словам большинства экспертов, на мировом рынке цифровых фотокамер происходит ряд качественных изменений.

Первое из них — цифровые устройства очень быстро становятся реальной альтернативой традиционным пленочным камерам. И дело даже не в том, что они уже способны по своим функциональным возможностям противостоять традиционной фотографии — в принципе, подобный уровень был достигнут ими не вчера и не позавчера. Речь идет о том, что массовый пользователь начинает выбирать цифровые камеры вместо пленочных, т. е. тот период, когда они рассматривались, главным образом, как средство получения «фотографий для Internet», остался позади. Понятно, что здесь имеется в виду массовый сегмент — профессиональные цифровые устройства в силу современной специфики (очень яркий пример — в значительной степени компьютеризированная издательская сфера) встали в один ряд с профессиональными пленочными камерами достаточно давно.

Другое явление — это значительное усиление конкурентной борьбы между производителями. Как считают аналитики, именно сейчас решается, кто сможет в будущем занять доминирующее положение на рынке. Несмо- тря на стремительный рост мировых продаж цифровых камер (в прошедшем году он увеличился примерно Вдвое, достигнув 11 млн. штук, а в нынешнем ожидается не менее чем 40%-ный прирост), прибыльность данного бизнеса будет довольно быстро уменьшаться, очевидно, вслед- ствие падения цен: так, по последним прогнозам, средняя цена за текущий год снизится на 15-20%, причем у подавляющего большинства предлагаемых моделей разрешение составит не менее 2 млн. пикселов. Высказываются предположения, что удержать приемлемый уровень прибыльности смогут лишь те компании, которым к тому времени, когда рынок «устоится», удастся довести свою долю хотя бы до 20%.

Пока ситуация выглядит следующим образом: первую четверку ведущих производителей по итогам прошлого года составляют японские компании — Sony, Olympus Optical, Fuji Photo Film и Canon, в совокупности контролирующие порядка 80% глобального рынка (согласно данным Nikkei Market Access). Еще две фирмы — Eastman Kodak и HewlettPackard — ведут атаку на рынок Coединенных Штатов, на который уже приходится около половины мировых объемов продаж цифровых камер. (Правда, Kodak и HP лишь реализуют эти устройства под собственной маркой, а изготовляются они, опять же, японскими производителями.)

Если говорить о шансах той или иной компании на завоевание места под солнцем на рынке цифровых камер, то тут всплывает еще одно обстоятельство: как отмечают специалисты, особенность таких устройств заключается в том, что они не являются самодостаточными, а значит, не могут продвигаться по отдельности.

В частности, лидер рынка — Sony, очевидно, рассматривает их как одну из составляющих домашней электронной среды развлечений, включающей множество разнообразных устройств — персональные компьютеры, фотопринтеры, цифровые фото- и видеокамеры, аудиосистемы и т. п. Конечно, среди них наиболее близки к цифровой фотографии все-таки принтеры, и в связи с этим нельзя не отметить представленную Sony буквально пару недель назад новую стратегию в данной области. Компания собирается сосредоточиться на устройствах, способных осуществлять печать снимков и их запись на различные носители без задействования компьютера, рассчитывая значительно увеличить продажи своих фотопринтеров.

В то же время Olympus и Kodak, похоже, в большей степени ориентируются на услуги печати цифровых снимков, в частности на службы на основе Internet, и даже создали стратегический альянс. Более того, высказываются предположения, что Kodak больший упор делает именно на услуги, а сами камеры для нее — В некотором роде вспомогательное средство.

Fuji, пожалуй, пока не имеет мощных сопутствующих линеек продуктов или услуг (хотя, например, постепенно наращивает свой принтерный бизнес). Но зато у нее есть имя на рынке массовой фотографии, которое она очень успешно использует. Кроме того, нельзя не отметить еще одну особенность компании: Fuji разрабатывает свои цифровые камеры собственными силами, не применяя компонентов других производителей.

Наконец, для HP и Canon, как считает ряд аналитиков, цифровые камеры — тоже вспомогательное «оружие», но только на рынке фотопринтеров, где им приходится противостоять нынешнему лидеру — Epson (к слову, также занимающейся продажей цифровых камер). я Никто пока не берется утверждать, какой подход наиболее удачен. Не исключен вариант, что на рынке цифровых камер в выигрыше останутся одни, ав сопутствующих сегментах — другие. Выбор широк, и теперь слово за конечными пользователями.