Марк Кьюбан: Интернет, баскетбол и цифровое телевидение
22 сентябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Деловой путь будущего магната спорт- и Интернет-индустрии начался в 12 лет.
Ребенок, выросший в рабочей семье, занялся продажей мешков для мусора своим
соседям. Вспоминая о том времени сегодня, Кьюбан говорит, что тогда у него были
не совсем ровные зубы и чудаковатые очки. Несмотря на внешние недостатки, Кьюбан
умел продавать товар и чувствовать рынок.
Выбрав из десятки наиболее известных американских вузов самый дешевый, Кьюбан
поступил в университет штата Индиана, расплачиваясь за каждый семестр из своего
кармана. Марк зарабатывал на жизнь, давая уроки танго, а почтовая пирамида,
основанная им, позволила оплатить один семестр обучения.
В 1983 г. Кьюбан решает на время связать свою жизнь с компьютерами и основывает
компанию MicroSolutions, которая занимается созданием программного обеспечения
для интеграции систем. "Клиенту нельзя говорить "нет", -- вспоминает
он уроки, преподнесенные MicroSolutions. -- вам нужно, чтобы программа работала
с dBase? Без проблем. Вы хотите, чтобы программа была сделана на Basic? Будет
сделано". К 1990 г. фирма, руководитель которой исповедовал идеологию "любой
каприз -- за ваши деньги", зарабатывала 30 млн. долл. в год, после чего
Кьюбан продал ее компании CompuServe (последняя позже стала частью America Online).
С миллионами в кармане Кьюбан вполне бы мог прожить остаток жизни на доходы
с банковского счета, однако душа предпринимателя требовала новых рисков.
В 1995 г. молодой миллионер, заработавший деньги в компьютерной индустрии и
увлекавшийся баскетболом в свободное время, решил объединить свои два пристрастия.
Кьюбан предугадал бурный рост WWW и к концу 1998 г. запустил собственный Web-проект.
Компания Broadcast.com размещала на своем сайте видео- и аудиофайлы, делая особый
упор на спортивные события и популярный тогда судебный процесс с участием Президента
США Билла Клинтона. Broadcast.com аккумулировала видео-файлы в Интернете, предлагая
своим посетителям единый портал для доступа к последним новостям, спортивным
матчам и судебным слушаниям. Одновременно компания не забывала продавать рекламные
ролики, небезосновательно утверждая, что сайт посещают умные, образованные и
богатые люди (действительно, кто еще в 1998 г. мог позволить себе широкий канал,
достаточный для просмотра видео в Интернете?).
Broadcast.com подала документы на первичную эмиссию акций, и в разгар бума доткомов
300 сотрудников компании внезапно стали миллионерами. Атмо-сфера, созданная
Кьюбаном в Broadcast.com, удивляла многих представителей делового мира -- гендиректор
фирмы умел заставить людей полностью посвящать себя работе за скромные $10 в
час, предлагая в качестве дополнительного стимула опционы на покупку акций компаний.
В 1999 г. Кьюбан перестал быть миллионером -- продав Broadcast.com компании
Yahoo! за 5,7 млрд. долл., он положил на свой счет два с лишним миллиарда. Казалось
бы, пришло время пожить в свое удовольствие и уйти из бизнеса...
День святого Валентина в 2000 г. Кьюбан посвятил любви своего детства. За 28
млн. долл. он купил баскетбольную команду Dallas Mavericks, выступавшую в Национальной
баскетбольной ассоциации, однако не отличавшуюся особыми успехами. Кьюбан пообещал
поставить команду на ноги. Используя Интернет для общения с подчиненными и болельщиками
команды, Кьюбан существенно улучшил баскетбольный стадион в Далласе, прислушался
к мнению одного фаната, который порекомендовал табло, видное с любой точки,
и призвал всех тех, кому небезразлична судьба команды, обсуждать проблемы публично.
Кьюбана нельзя назвать самым вежливым бизнесменом, и штрафы со стороны NBA не
заставили себя ждать. Он был недоволен правилами ассоциации, работой судей,
составлением календаря игр и нередко становился объектом критики со стороны
представителей NBA. В одном из своих эмоциональных выступлений Кьюбан выразил
сомнение в способности президента ассоциации успешно управлять организацией.
"Он не смог бы управлять и Dairy Queen", -- в сердцах заявил Кьюбан,
имея в виду популярные американские рестораны быстрого питания, специализирующиеся
на приготовлении мороженого и сладостей. В результате Кьюбана нажил себе врагов
и в NBA, и в Dairy Queen. То ли прося извинения, то ли в попытке доказать свою
правоту, Кьюбан провел день в должности менеджера и клерка одного из ресторанов
Dairy Queen в Далласе. По признанию владельцев, это был один из самых удачных
дней в истории ресторана -- поклонники Dallas Mavericks выстроились в очередь
длиной в несколько кварталов, желая получить порцию мороженого лично из рук
владельца любимой команды.
Очевидцы утверждают, что Кью-бан -- это прежде всего источник энергии и только
потом миллиардер. Владелец Mavericks живет в особняке в пригороде Далласа, однако
из нескольких десятков комнат использует всего две-три. Его "рабочий терминал"
-- это пять компьютеров с еще большим количеством мониторов, на каждом из которых
происходит что-то, интересующее Кьюбана в данный момент. Когда Кьюбан понял,
что в интересах команды, а также ряда других предприятий ему придется путешествовать
по всей стране, он купил себе личный самолет. Будучи весьма занятым представителем
эпохи доткомов, Кьюбан решил не тратить время на посещение салонов и ангаров
производителей, сделав покупку в Интернете. И до сегодняшнего дня счет в 41
млн. долл., оплаченный Кьюбаном, является рекордным в истории электронной коммерции.
В середине марта этого года по адресу
www.blogmaverick.com
Марк Кьюбан открыл собственный Web-дневник. На данный момент это единственный
дневник, принадлежащий владельцу NBA-команды, а также единственный дневник,
принадлежащий миллиардеру, хотя источники в Microsoft утверждают, что в ближайшее
время собственный дневник может завести глава правления компании Билл Гейтс
(Bill Gates).
Однако увлечения Интернет-миллиардера не ограничиваются только спором. В компании
с Тоддом Вагнером (Todd Wagner), с которым Марк вместе запускал Broadcast.com,
он выкупил сеть кинотеатров
Landmark
Theatres и спутникового вещателя
HD
Net. Кьюбан собирается создать собственную сеть цифрового телевидения, где
программы передаются по спутникам и моментально транслируются в его же кинотеатрах.
Осталось дождаться появления контента, который можно будет транслировать в цифровом
формате. Но и это не проблема -- Кьюбан и Вагнер покупают киностудию
Magolia
Pictures.
В начале сентября на американском национальном канале ABC появится реалити-шоу,
где главным героем станет Марк Кьюбан. Участники передачи будут соревноваться
за 1 млн. долл., который миллиардер подарит победителю. Уже сегодня в Web-дневнике
Кьюбана можно найти достаточно много подробностей о шоу The Benefactor, однако
деталей телепрограммы Кьюбан пока не раскрывает.
Кьюбан также активно участвует в Интернет-рынке в качестве инвестора. По собственному
признанию, он не читает финансовых отчетов и не слушает рекомендаций аналитиков.
Он инвестирует в компании, коман-ды которых знает лично и в руководство которых
верит. Один из его проектов -- поисковик
Mamma.com, работающий уже весьма давно.
На днях Кьюбан купил пакет акций еще одной поисковой компании -- IceRocket,
которая предлагает существенно улучшить процесс поиска, а также занимается индексацией
фотосайтов для более глубокого поиска изображений.