Luxology modo 302: мастер широкого профиля

12 май, 2008 - 11:08Артем Юрченко

Менее трех лет назад насыщенный разноплановыми продуктами рынок ПО для компьютерной графики пополнился новым и весьма амбициозным игроком. Компания Luxology предложила оригинальный редактор modo, основой которого стал мощный, но при этом интуитивно понятный инструментарий для конструирования сложных геометрических форм методом подраздельных поверхностей. По прошествии нескольких лет продукт постепенно трансформировался в полноценный универсальный пакет, а в первых числах апреля разработчики завершили его очередное усовершенствование, о котором дальше и пойдет речь.

Luxology modo 302 мастер широкого профиля

Интерфейс modo предлагает глубокую настройку практически всех рабочих элементов. Весьма востребованными будут предустановленные в нем навигационные стили, которые максимально приближают принципы взаимодействия с инструментами к методам, практикуемым в 3ds Max, Maya и других решениях премиум-сегмента. Для удобства пользования все ключевые технологические переходы (рисование, анимация, рендеринг и т. д.) вынесены в отдельные модули. При первом знакомстве подход создателей к реализации большинства функций может вызвать немало вопросов, однако стоит пошагово освоить несколько уроков, как идеология modo становится предельно понятной.

Формообразование

Luxology modo 302 мастер широкого профиля
Посредством Flex Tool жесткая полигональная сетка превращается в податливый материал

Безусловно, моделированию в этом редакторе по-прежнему отводится центральное место. Доступен как классический полигональный метод, так и нацеленное на создание сложных высокоточных форм SubD-конструирование. Возможна двусторонняя конвертация из многоугольников в подраздельные поверхности и наоборот. В обоих случаях хорошим подспорьем будут не только развитые средства привязки формообразующих точек к осям и существующей геометрии, но и несколько вспомогательных, порой достаточно уникальных, инструментов. Один из них – Flex Tool – превращает грубый проволочный каркас в мягкую пластилиновую массу. Путем последующих нехитрых манипуляций хараóктерной модели легко придать реалистичные позы.

Произвольная обработка «цифровой глины» возможна двумя способами. При активизации первого (Mesh-based Sculpting) совершается кардинальное изменение полигональной сетки модели, в результате чего из начальной сферы в грубом виде изготовляется законченный элемент, к примеру голова. Силами режима Image-based Sculpting происходит добавление финальных штрихов: нанесение на поверхность важных деталей полигональной оболочки – микронеровностей, рубцов, складок и т. п. Широкий выбор непрерывно дополняемых новыми вариантами рабочих параметров кистей, а также точная интерполяция между их проходами, делает процесс лепки точнее, а формообразующие мазки более гладкими.

Не будет преувеличением сказать, что версия 302 обладает одним из лучших в отрасли инструментарием для манипуляций с сеткой проекционных координат. Алгоритмы, реализованные через инструмент UV Unwarp, справляются с созданием развертки за считанные секунды, при этом искажение текстур – минимально. После выделения необходимых граней параллельно происходит оптимизация сетки, в результате чего развертка стремится занять как можно меньшую площадь. Последующий запуск Relax и других инструментов позволяет оперативно выявить и доработать наложения, швы и другие погрешности.

К слову о текстурах. Собственная система трехмерного рисования modo располагает большим количеством кистей, с помощью которых можно оперативно обработать самую витиеватую трехмерную поверхность, внося изменения в карты нормалей и неровностей. Кроме того, присутствует функция доводки традиционных двумерных карт. Активизировав инструмент Tool Pipe, пользователь волен комбинировать свойства различных наконечников кистей и типов материалов, в итоге получая новые варианты с уникальными качествами.

Мотор! Камера!

Luxology modo 302 мастер широкого профиля
От версии к версии процесс рисования в modo все больше напоминает легендарный Maya Artisan

В очередной раз подчеркивая изначальную направленность продукта – он предполагает исключительно лепку моделей – отметим, что анимационные способности версии 302 все еще сложно причислить к самодостаточным. Впрочем, через масштабное взаимодействие с ключевыми кадрами в ручном и автоматическом режимах основной набор функций представлен в полном объеме. При необходимости высокоточное воздействие на события осуществляется через корректировку кривых в редакторе графов. Облегчает задачу оживления сцены подредактор Trackview, в котором обеспечивается процесс более тонкой настройки путем копирования, перемещения и других операций с ключевыми кадрами. При этом панель Trackview отображает данные как в виде каналов, так и группами в иерархической структуре. В свете раскрытого выше потенциала инструментов для трехмерного скульптинга весьма удобен процесс лицевого анимирования через объекты Morph Target, изменяющие исходную форму благодаря интерполяции начальных и конечных объектов. Кроме того, эффектную органическую динамику нетрудно получить, задействовав модификаторы карт вершин. В качестве яркого тому примера – дрожащая под действием внешних сил желейная масса.

Когда рендеринг превыше всего

Координировать процесс визуализации удобно через панель Shader Tree, на которой в развернутом виде отображаются основные ингредиенты материалов и их свойства, происходят операции со слоями. Рендеринг композиций обеспечивается за счет быстрой и физически корректной трассировки лучей. Предотвратить нежелательные артефакты на просчитываемых поверхностях позволит активизация адаптивного варианта замещения. Кстати, именно с помощью Micropolygon Displacement создаются геометрически правильные рельефные области. Причем на конечный результат в данном случае позитивно влияет процесс предварительной тесселяции объектов в микрополигональную структуру. Облегчить светопостановку призваны алгоритмы Physical Sky и Physical Sun, имитирующие освещенность в зависимости от заданного часового пояса и географического месторасположения сцены. После указания параметров широты и долготы, а также точного времени суток, расположение, размеры и характеристики «цифрового Солнца» будут в точности соответствовать реальным. Не менее важным пунктом при работе с освещением сцен является поддержка HDR-изображений. В то же время в замкнутых пространствах существует возможность использования обширной базы фотометрических источников, сконцентрированных в файлах формата IES. Во встроенном алгоритме подповерхностного рассеивания разработчикам удалось на достаточно высоком уровне имитировать распространение световых потоков при прохождении сквозь толщу просвечивающихся твердых и органических тел или малые отверстия. Поддерживается «запекание» карт нормалей и диффузного отражения Ambient Occlusion из пространства камеры в текстуру объекта. Наконец, для финальной стадии работы modo обзавелся поддержкой формата PSD со слоями. Отныне для облегчения доводки миграция контента в Photoshop происходит лишь после предварительной автоматической конвертации тектсур в слои.

Стоимость рассмотренного релиза при загрузке с витрины электронного магазина Luxology не превышает 895 долл. Конечно же, предусмотрена и ознакомительная версия – modo 302. Однако в связи с тем, что в комплекте с инсталляционным файлом поставляется объемный комплект видеоуроков, за доступ к ней придется заплатить порядка 25 долл.