Лучшая демонстрация – личный пример!

12 июль, 2014 - 13:22Євген Куліков

Занимаясь консалтингом, разработкой и внедрениями в области систем автоматизации компания SMART business сама активно применяет широкий набор современных инструментов, начиная от Microsoft Dynamics NAV и CRM, заканчивая Office 365 и Yammer. Это помогает ей эффективнее вести бизнес и, опираясь на собственный опыт, убедительнее доносить до заказчиков выгоды использования того или иного решения.

Лучшая демонстрация – личный пример!
Кирилл Руднев: «Наша основная миссия по сути состоит в том, чтобы помогать компаниям улучшаться за счет ИТ. И как можно сделать это лучше как не на своем примере?»

Как все начиналось

Украинская компания SMART business была образована в 2008 г. и, не смотря на все перипетии в мировой и национальной экономике, ее бизнес развивается довольно динамично – оборот компании ежегодно удваивается. Причем львиную часть дохода ей приносит сервис и примерно около четверти припадает на продажи лицензий.

SMART business предоставляет консультационные услуги по внедрению, разработке и сопровождению систем автоматизации бизнеса Microsoft Dynamics ERP и Microsoft Dynamics CRM (по системам Microsoft Business Solutions компания имеет статус Gold Partner), а также, обладает экспертизой в области использования облачных технологий Windows Azure и Microsoft Office 365.

На сегодня компания обслуживает более 150 клиентов в 23 странах мира, фокусируясь в основном на отраслевых решениях для дистрибуции, производства, сферы профессиональных услуг, финансового сектора, розничной торговли, строительства и инжиниринга.

Бизнес стартовал с небольшой команды единомышленников, а в настоящее время коллектив насчитывает более 70 специалистов по разработке и сопровождению систем автоматизации, большинство из которых трудятся в киевском офисе компании. Часть сотрудников работают удаленно, проживая в Днепропетровске и Житомире.

Поскольку география клиентов компании очень обширна и простирается от Ньюкасла до Гонконга, то на этапе внедрения и в момент запуска крупного проекта непосредственно задействованный в нем персонал как правило находится на территории заказчика. Таким образом, практически все сотрудники SMART business мобильны и периодически работают вне офиса, иногда на значительном удалении от него.

Проверено на себе

Еще одной особенностью компании является то, что она полностью проектно-ориентированная с организационной структурой вида «сильная матрица». Работа всех подразделений управляется РМО (Project Management Office), а разработка ПО ведется в соответствии с методологией MSF (Microsoft Solutions Framework). Поэтому инструменты автоматизации соответствующих процедур являются для предприятия жизненно-важными. Их развертывание стартовало с основанием фирмы, а совершенствование происходит перманентно, по мере развития бизнеса и взаимоотношений с клиентами. Естественно все внутренние проекты интегратор реализует собственными силами.

Первым из них стало внедрение стандартной функциональности системы планирования ресурсов предприятия Microsoft Dynamics NAV 2009, включая управление проектами и базовый финансовый учет. Эта версия решения представлена вендором в ноябре 2008 г., в декабре началось ее развертывание в SMART business, а в январе 2009 г. она уже была запущена в промышленную эксплуатацию. Собственно внедрение заняло по сути две недели. Как уже упоминалось, работа компании построена в соответствии с принципами проектного управления, а потому все сотрудники имеют доступ к системе и как минимум отчитываются в ней.

Компания реализует для своих заказчиков довольно разные по масштабам проекты. Однако, в любом случае учет себестоимости выполненных работ является критичным фактором. Поэтому в системе для каждого сотрудника четко прописаны задания на ближайшие дни, с указанием приоритета и временных рамок. После их выполнения работник заполняет соответствующую форму.

Кроме того, SMART business изначально поставила перед собой цель обеспечения прозрачности своей деятельности для клиентов, которые еженедельно получают в удобном для них виде отчеты о трудозатратах по проекту, либо контракту поддержки – кто, что, когда делал и т.п.

Следующим этапом после системы учета рабочего времени сотрудников стало внедрение модуля обработки заявок (ticket system), которое также было реализовано в 2009 г. Работает это следующим образом. В договоре поддержки с каждым заказчиком четко прописаны сроки реакции, время исполнения запроса и т.п. Поэтому когда в случае необходимости клиент размещает в системе свою заявку, она автоматически приоритезируется и адресуется ответственному исполнителю, тот получает уведомление, контактирует с клиентом, решает задачу и закрывает заявку. Причем модуль полностью интегрирован с Microsoft Dynamics NAV, все этапы процесса максимально автоматизированы и поставлены на строгий учет.

Далее, уже в 2010 г. был развернут клиентский портал на SharePoint, который в основном применяется для хранения и согласования документов. Компания использует полную редакцию с поддержкой версионности, благодаря чему каждая заинтересованная сторона в любой момент может проследить все этапы прохождения документа, кто, когда и какие правки вносил. Там же на портале клиентам доступны табели работ, сверка выставленных счетов и поступления их оплаты и т.п. То есть SMART business активно использует электронный документооборот и полностью весь учет ведется в интегрированной системе управления предприятием. Интересно, что все бумажные документы в обязательном порядке сканируются и автоматически загружаются в облачное хранилище, а сами оригиналы отправляются во внешний архив.

Затем компания внедрила Microsoft Dynamics CRM. Специфика бизнеса такова, что сделки по продаже проектов могут длиться от считанных дней до нескольких лет. И не одна деталь в этом процессе не должна быть упущена: выполнение обязательных этапов и шагов по развитию продажи, постановка и контроль за исполнением заданий, соблюдений достигнутых договоренностей и т.д. Dynamics CRM идеально подходит для решения таких задач. Кроме того, с помощью системы регулярно проводятся маркетинговые кампании, включающие в себя SMS- и e-mail рассылки, телефонный обзвон существующих и потенциальных клиентов, поздравления с государственными и личными праздниками. Внутренняя система BI Dynamics CRM решает все возникающие вопросы аналитиков. Развитие функциональности от версии к версии подталкивает к использованию все новых функций. Интеграция с Office 365, порталами SharePoint, Yammer, офисной УАТС (PBX) – это неполный список функций, внедренных в ежедневную работу компании за последнее время.

С учетом упомянутых особенностей можно сказать закономерным стал переход компании на Office 365, в 2012 г., вскоре после официального запуска этой платформы. Облачный сервис как нельзя лучше вписался в мобильный стиль работы сотрудников – теперь они хранят там даже стандартную папку «Мои документы». Впрочем, как отметил Кирилл Руднев, директор по продажам SMART business, перейти в облако компанию побудили, прежде всего, вопросы надежности. «За два года мы вообще забыли что такое вирусы. Да и спам-фильтр работает значительно эффективнее, чем в случае самостоятельной настройки. К тому же, за небольшие, прямо скажем, деньги мы в комплекте получили в свое распоряжение такие инструменты корпоративного класса, как система защиты информации RMS (Rights Management Services). Далеко не каждому системному администратору по плечу развернуть ее на предприятии. А тут никаких забот – бери и пользуйся».

«Облака»

Стоит добавить, что на сегодня практически все ИТ-сервисы компании, в том числе связанные со взаимодействием с клиентами, располагаются в облаке Microsoft Azure. По словам Кирилла Руднева, это гораздо выгоднее поддержания собственной инфраструктуры, даже без учета специальных условий для партнеров Microsoft. Поскольку в случае использования облака заботы по содержанию серверов и их администрированию, модернизации оборудования и ПО, организации резервного копирования и т.п. на себя берет американская корпорация. Сравнимого уровня катастрофоустойчивости добиться собственными силами непросто. Ведь центры обработки данных Microsoft размещены по всему миру, а резервные копии вообще хранятся на разных материках. Даже с учетом возможных простоев, надежность облака существенно выше. Тем более, что эти вопросы оговорены в соответствующем SLA. Что же касается безопасности передаваемой информации, то при необходимости можно задействовать современные инструменты шифрования, которых в подавляющем большинстве случаев предостаточно для сохранения конфиденциальности.

Лучшая демонстрация – личный пример!

Так после переноса большинства сервисов в «облако» выглядит ЦОД компании SMART business

Поэтому SMART business не только активно использует облачные технологии в работе, но и с готовностью делится своим опытом с заинтересованными заказчиками. Как отметил Кирилл Руднев, пока спрос не такой большой, как можно было бы ожидать в крупной по европейским меркам стране. По всей видимости, сказывается традиционно прохладное отношение ко всему новому. Однако, интерес к этому направлению постепенно растет, в том числе благодаря подобным успешным примерам.

«Проблема многих компаний в закостенелости и нежелании изучать новое. Наша основная миссия по сути состоит в том, чтобы помогать компаниям улучшаться за счет ИТ. И как можно сделать это лучше как не на своем примере? – говорит, Кирилл Руднев. – Легче всего продать систему, показав как ты сам ею пользуешься. Наверное, половину всех наших продаж мы сделали не просто убедив, что мы можем что-то автоматизировать, а показав на собственном примере, как нам это решением помогает».

Новые технологии

Более того, SMART business охотно экспериментирует с новыми технологиями и нередко это дает интересные результаты. Так, в середине 2013 г. компания развернула у себя корпоративную социальную сеть Yammer. Учитывая специфику мобильной работы, коллективу необходим был какой-то дополнительный инструмент неформального общения, помимо личного. Поэтому для информирования сотрудников о каких-то внутренних событиях, изменениях в коллективе или в работе с партнерами и т.п. было решено попробовать вместо традиционной электронной почты использовать Yammer. Первое и основное его отличие от почты заключается в том, что история компании и реакция сотрудников на какие-то события сохраняется в удобной форме и доступна в любой момент. Причем это может быть не только текстовая информация, но и скажем фотографии с недавнего выезда на природу или похода в боулинг. Особенно это облегчает знакомство с коллективом новым работникам. К тому же, внутренняя социальная сеть позволяет освободить папку «Входящие» от второстепенной корреспонденции.

Затем, в качестве эксперимента, также на базе Yammer, была создана социальная сеть Smart Customers для постоянных клиентов компании. Она используется в основном для информирования партнеров о каких-то интересных новостях. Однако, сам инструментарий социальной сети и манера взаимодействия в ней с одной стороны дают возможность более естественного общения, а с другой – закрытая группа создает ощущение причастности к некому клубу избранных. Там, к примеру, можно делиться информацией для ограниченного круга людей и обмениваться соображениями на этот счет. Это дает компании дополнительную возможность напомнить о себе и привлечь внимание клиентов. По мнению руководителя SMART business, такой способ донесения информации работает эффективнее почты и создает впечатление вовлеченности.

Что же касается планов на будущее, то сравнительно недавно ERP и CRM системы от Microsoft также стали частью Office 365. Как только эти продукты станут доступны для продажи в Украине, компания SMART business планирует завершить перевод своей инфраструктуры в облако. К тому же, такая возможность может быть интересна и некоторым заказчикам. А как еще лучше помочь клиенту преодолеть недоверие к новому как не на собственном примере?