Lotusphere 2011 – курс на социализацию

21 февраль, 2011 - 18:00Тимур Ягофаров

Конференция Lotusphere, ежегодно организуемая IBM зимой во Флориде, относится к числу крупнейших событий в мире ИТ. Шутка ли – в комплексе Walt Disney World Dolphin and Swan Hotel, где традиционно проходит это мероприятие, собирается около пяти тысяч участников со всего мира. Вместить такое количество приглашенных, пожалуй, не под силу никакому отелю, даже такому большому, как этот: два его многоэтажных корпуса соединены галереей. Поэтому задержавшиеся с регистрацией участники размещаются в близлежащих гостиницах, благо таковых в этом парке более чем достаточно. А зимой здесь совсем немного обычных отдыхающих, хотя погода вполне подходит для того чтобы приехать сюда в отпуск с семьей: днем температура поднимается до +25. Поэтому удачное сочетание комфортного отеля, отличной погоды и массы важной для разработчиков актуальной информации о платформе Lotus и привлекает на эту конференцию столь многочисленную армию участников.
Lotusphere 2011 – курс на социализацию

В конференции приняло участие свыше 4 тыс. человек, которых с трудом вместил просторный самый просторный зал отеля


Но главным отличием Lotusphere от иных крупных конференций, на которых довелось побывать, является ее нацеленность на общение специалистов, а не на широкий круг пользователей. Поэтому поток новостей, поступающих с Lotusphere, обычно не такой полноводный, как, скажем, в случае Intel Developer Forum. Хотя по числу участников последняя и проигрывает, но из-за ориентации на более массовый рынок, анонсы с подобной конференции более активно подхватываются и в специализированных, и в общих СМИ. Тем интереснее было заглянуть в «кухню» одного из лидеров индустрии, каковым является IBM, тем более что платформа Lotus вот уже многие годы занимает весьма заметное место в корпоративном бизнесе.
Lotusphere 2011 – курс на социализацию

Музыкальное вступление к конференции настроило ее участников на праздничный лад

Что же сегодня является самым важным и для разработчиков Lotus в самой IBM, и для тех, кто внедряет на ее базе решения по совместной работе в среде крупного и среднего бизнеса? Начну с центральной темы нынешней конференции – социальных функций. Но попробую подойти к этому с довольно неожиданной стороны.

Lotusphere 2011 – курс на социализацию

Ключевым в программе первого дня конференции было выступление Алистера Ренье (Alistair Rennie), General Manager, Collaboration Solutions, IBM


Массовое распространение электронных коммуникаций привело к тому, что перегруженность сообщениями, поступающими по разным каналам, снижает продуктивность работы. Уверен, многие уже успели ощутить это на себе, когда наряду с решением важных стратегических задач приходится отвечать на массу сообщений в IM, типа ICQ или Skype. Да и электронная почта заодно наваливает неподъемную массу писем, многие из которых требуют довольно оперативного реагирования. В результате, переключаясь между всеми имеющимися каналами связи и отвечая на не такие уж и важные для вашей основной задачи запросы, вы тратите слишком много своего драгоценного времени и упускаете главное в своей работе.

Lotusphere 2011 – курс на социализацию

Почетный гость конференции Кевин Спейси имеет непосредственное отношение к ее главной теме, ведь он выступил здесь и как продюсер фильма «Социальная сеть», и как организатор социальной сети для сценаристов.


Вы можете спросить: «А причем здесь социальные функции? Где тут столь модные в последнее время социальные сети и совместные обсуждения проблем?» Так вот социализация – это и есть тот самый поток разнородных сообщений, поступающих, в том числе, и из социальных сетей. Но в IBM решили не перекрывать этот поток, а упорядочить его, собрав в единую очередь. И каждое сообщение в ней будет ранжироваться в соответствии с вашими приоритетами. Таким образом, удается разгрузить пользователя от переключения между множеством окон и разговоров с несколькими людьми.

Lotusphere 2011 – курс на социализацию

Большая часть деловой активности конференции пришлась на занятия в подобных небольших группах по интересам

В gmail, например, уже успели реализовать нечто похожее в виде priority inbox, где электронные письма ранжируются по важности на две категории, а третью с вашими пометками «звездами» вы формируете сами. Так вот в очередной версии Lotus Notes появится аналогичная возможность не только для писем, но и для иных типов сообщений. И все это ранжируется встроенным интеллектом.

Уверен, что подробности переработанного интерфейса Lotus вряд ли заинтересуют большое число читателей, да и детали реализации в пакете функций по совместному обсуждению тоже, пожалуй, весьма «специфичная» тема для тех, кто лишь, в лучшем случае, что-то слышал про Lotus Notes. А вот спрятанная «под капотом» этого ПО интеллектуальная система определения приоритетов точно должна привлечь внимание. И вот почему.

В последнее время много говорят о такой неординарной разработке IBM, как Watson. Для тех, кто еще не знает, о чем идет речь, весьма коротко: Watson– это программа, способная понимать разговорную речь и отвечать на поставленные ей самые сложные вопросы. Причем они могут быть со скрытым смыслом и неоднозначным трактованием. Создавалось это ПО для решения возникающих в практике человеческой деятельности сложных задач, опираясь на обширные базы данных. А в качестве теста Watson включили в супер-популярный на Западе телевизионный проект «Jeopardy!», где ему пришлось отвечать на весьма каверзные вопросы. Не буду лишать вас удовольствия самостоятельного изучения этого проекта и всех связанных с ним новостей из сферы развлечений. Достаточно просто упомянуть, что в рамках Lotusphere 2011 состоялась лекция, где принявшие участие в проекте Watson специалисты IBM рассказали о некоторых подробностях создания «искусственного интеллекта», способного понять суть разговора и дать ответ на поставленный ему вопрос.

Так вот наработки Watson были использованы в задаче определения сути поступающих пользователю Lotus Notes сообщений и расстановки их в единую очередь. Поэтому специалисты IBM уверены в том, что ни одно важное письмо не останется без вашего внимания. И обсуждая с коллегами стоящую перед вами задачу, вы не утонете в потоке второстепенной корреспонденции.

На мероприятии не раз подчеркивалось, что в дальнейшем платформа Lotus будет покоиться на «трех китах». С социальной составляющей мы разобрались, оставшиеся две – мобильная и бизнес-платформы Lotus. Проект, получивший в IBM название «Проект Северная звезда» (Project Northstar) призван помочь интегрировать в бизнес-процесс корпораций возможности, связанные с интернетом.

Казалось бы, уже не одно десятилетие строятся корпоративные порталы, но до сих пор не всегда удается успешно объединить обращенный к массовым пользователям интерфейс со сложными внутренними деловыми механизмами. И главной целью «Северной звезды» является именно такая бесшовная интеграция. В рамках проекта создается множество инструментов, предназначенных для интеграторов. О них мы говорить не будем, слишком уж «специфична» эта тема. А вот о чем стоит хотя бы коротко упомянуть, так это о мобильном аспекте проекта.

Компания поставила перед собой цель сделать доступными свои решения на любом мобильном устройстве, где поддерживается браузер. И уже сегодня поддерживается iPhone, а на очереди Android, Blackberry и iPad. Причем разработчикам не придется портировать свои проекты на каждую из платформ. С помощью стандартных инструментов станет возможным это сделать автоматически и даже на кажущиеся сегодня экзотическими устройства типа Web TV, не говоря уже о планшетах и киосках.

О том, насколько успешным является исповедуемый IBM подход, можно судить на примере построенного с помощью ее инструментов портала Lufthansa, который получил в 2010 году награду WEBAWARD в категории Best Airline Website. Он предоставляет персонифицированный интерфейс для миллионов пользователей из 80 стран с поддержкой 12 языков. Портал справляется с обработкой запросов 16 тыс пользователей в день, а за год здесь оформляется свыше 3 млн авиабилетов. Этот пример был приведен лишь из тех соображений, что наши читатели могут сталкиваться с ним в своей жизни. А вообще число таких порталов уже исчисляется сотнями, и они охватывают почти все сферы жизни современного человека, включая спорт (US Tennis Association), банковское дело (HSBC Bank Brazil) и здравоохранение (Boston Medical Center). Здесь перечислены лишь несколько проектов, удостоенных международных наград.

Не обошли стороной на конференции и столь модную ныне тему облачных технологий. IBM еще в прошлом году представила свое решение этого типа Lotus Live. В его рамках доступна почта iNotes и модули сопряжения с платформой, а также с другими службами обмена сообщений, включая Skype. На Lotusphere 2011 было заявлено, что IBM обеспечит доступ к пакету инструментов для офисной работы Symphony в виде сервиса Lotus Live. Это даст пользователям возможность создавать и совместно работать над документами разных типов (текстовыми, презентациями и электронными таблицами) за пределами корпоративных брандмауэров. Symphony пока доступна в виде так называемого Tech Preview в рамках Lotus Live Labs, а в стадию релиза перейдет позже в этом году.

В заключение о собственных впечатлениях от конференции. Ее посетители участники собираются скорее для общения друг с другом, а не просто для получения последней информации о разработке платформы в рамках лекций и участвуя в семинарах. Холл гостиницы постоянно бурлил потоком людей, пробирающихся через небольшие «островки» общения из двух-трех человек. Даже во время завтрака или в обед в отведенном под столовую огромном зале участники знакомились и обсуждали услышанное или то, что хотели бы услышать. Развернутая выставка партнеров и спонсоров тоже была средоточием общения, впрочем, иначе и не получится достойно представить программные решения, как ни рассказав об их нюансах. Поэтому активность здесь не угасала целый день.
Следующая конференция Lotusphere запланирована на середину января 2012 года. Думаю, что на ней уже будут подводить первые итоги новой социальной инициативы IBM. Да чуть не забыл самого главного: нынешняя конференция прошла под лозунгом «Get social. Do business».