Лэптоп проигрывает бумажному конспекту

4 декабрь, 2017 - 11:28Виталий Кобальчинский

Низкая надежность эмпирических результатов экспериментов с такими не поддающимися точному измерению характеристиками как человеческое восприятие, общеизвестна. Однако, когда три ничем не связанных, кроме общего направления, исследования сходятся в оценках, это, как минимум, повод принять их выводы к сведению.

Если вы используете ноутбук или планшет для того, чтобы вести конспект лекций или оставлять заметки по ходу совещания, не лучше ли будет сменить высокотехнологичные гаджеты на старорежимные ручку и тетрадь?

Лэптоп проигрывает бумажному конспекту

Задавшиеся этим вопросом сотрудники Принстонского и Калифорнийского университетов попросили группу студентов пользоваться на лекциях ручкой и бумагой, тогда как другая, контрольная группа работала с лэптопами. В итоге оказалось, что для второй группы характерен более низкий уровень понимания материала лекций.

На причину этого указывает сделанное исследователями наблюдение: компьютерные записи в целом отличались от бумажных тенденцией более точного воспроизведения сказанного лектором. По мнению учёных это говорит о том, что пользование компьютером склоняет к автоматическому копированию, тогда как конспектируя от руки, студент обрабатывает в уме записываемую информацию.

На другом конце континента, студентам канадских университетов Йорка и Макмастера предлагали заниматься на своих ноутбуках, чем-то не связанным с темой лекции. Это привело к плохому усвоению учебного материала как ими, так и их ближайшими соседями. Интересно, а исследователи всерьёз рассчитывали на что-то другое?

Третья публикация, к счастью, не такая смехотворная. В Военной Академии США вели мониторинг успеваемости по экономике среди трёх категорий курсантов: тех, кому был полностью запрещен, разрешен и ограничен доступ к портативным компьютерам. В итоге «безлошадные» испытуемые оставили две остальных категории глотать пыль далеко позади.

Прежде, неоднократно было доказано, что рукописная практика улучшает моторные навыки, память и креативность, к сожалению, те области повседневной деятельности, в которых ручка и бумага использовались чаще всего, сегодня в полной мере ощутили поступь прогресса. Бумажные блокноты исчезли как класс, писем вручную никто не пишет. Даже клавиатуру уверенно теснит голосовой ввод. Однако стремясь к удобству запечатления нужных знаний, может быть стоит поразмыслить, где они нужны нам на самом деле: на флэшке или все-таки в голове?