Лишенная харизмы Джобса Apple обречена?

26 апрель, 2012 - 16:55

Исполнительный директор фирмы Forrester Джордж Колони (George Colony) в персональном блоге поделился своими мыслями на будущее Apple — которое ему видится в не слишком радужных тонах.

По его словам, Стив Джобс забрал с собой три вещи: единоличное харизматичное лидерство, сплотившее сотрудников компании; способность рисковать по-крупному; непревзойденную способность предвидеть и проектировать продукцию.

В вышедшей в 1947 г. книге Теория общественных и экономических организаций социолог Макс Вебер (Max Weber) создал типологию таких структур, выделив три категории: бюрократическая (IBM или правительство США), традиционная (католическая церковь) и харизматическая.

Харизматические организации возглавляют люди, наделенные даром привлекать к себе единомышленников, внушая им веру в свою непогрешимость. Как описывает Адам Лашински (Adam Lashinky) в книге Inside Apple: «Джобс принимал все решения.» «Он был финальным арбитром в вопросах вкуса.» Другими словами, имелась схема с одним харизматичным предпринимателем в центре и последователями, соединенными с ним эмоциональными чувствами общности.

Главная проблема харизматических организаций заключается в выборе преемников. Бюрократические и традиционные организации полагаются в этом вопросе на кодифицированные процедуры, наподобие выборов, или освященные древностью ритуалы. Но харизматического лидера должен сменять другой лидер, также обладающий таким качеством, — служащие и, в случае Apple, клиенты, требуют этого. Apple же избрала на смену Джобсу проверенного и компетентного сотрудника создав противоречие между бюрократическим подходом и организацией, созданной в расчете на одаренного лидера.

По мнению Колони более подходящими кандидатурами являются Джон Айве (Jon Ive) или Скотт Форсталл (Scott Forstall). Ему представляется, что им в некоторой степени присущи харизма и «чутье», необходимые для продуктивного управления этой компанией.

Имеющейся инерции хватит Apple еще на 24-48 месяцев. Но, без нового харизматичного лидера компания превратится из великой в просто хорошую, с неизбежным спадов в динамике прибылей и инноваций. Подобно Sony без Мориты, Polaroid без Лэнда, Disney без Диснея, подобно себе самой в 1985 г. без Джобса, Apple остановится в развитии и вступит в период деградации.

Лишенная харизмы Джобса Apple обречена?