LG бьет прямыми поставками по таможенному кризису

2 август, 2010 - 11:37Роман Хархалис

Сегодня компания LG объявила о полном переходе на прямые поставки своей продукции в Украину. Об этом было сообщено на самом высшем уровне - самим председателем LG (первое лицо всего холдинга) Йонгом Намом в присутствии вице-премьера Украины Сергея Тигипко. Теперь оптовые покупатели могут приобрести продукцию LG со склада в Украине, при этом с нее уже будут уплачены все положенные пошлины, оформлены все сертификационные и прочие документы, в общем, товар будет "белым и пушистым" настолько, насколько это вообще возможно.

О прямых поставках в Украину в свое время говорили несколько компаний, главным образом, Samsung, но до полномасштабного внедрения поставок на условиях DDP (до склада в Киеве, а для крупных покупателей однотипной продукции -  даже до дверей их складов) дело так и не дошло. Сегодня некоторые компании, в частности, Samsung и Philips поставляют напрямую часть своей продукции, но до полного ассортимента дело не дошло, LG здесь первая.

Похоже, что вендоров окончательно достала ситуация из серии "таможня стоит", из-за которой торговля в Украине во-первых, теряет обороты и во-вторых, становится неконтролируемой (сроки попадания партий товара, своего и конкурирующего, становятся случайными величинами), и они начинают договариваться с государством и вести импортную деятельность напрямую. Это, по большому счету, хорошо. Компания такого уровня может рассчитывать на доверительные отношения с государством, обманывать его ей нет смысла. В обмен она получает "зеленый коридор", упрощение и ускорение таможенных процедур. Не секрет, что "таможня стоит" по причине того, что большая часть товара, если не весь, завозилась с применением различных минимизаторских схем, которые были в одночасье разрушены новой властью, а новые - пока еще не выстроены, и неизвестно, будут ли выстроены вообще.

Можно предположить, что дистрибьюторам прямые поставки от вендора в Украину невыгодны, так как импорт и таможенная очистка, а в ряде случаев и government relations вообще, являются одним из элементов "добавленной стоимости", которую вносит дистрибьютор в цепочку продаж. За счет разных "схем" на таможне можно несколько увеличить норму прибыли (или предложить следующему звену более низкие цены). Но зато стало очевидно, какой риск заложен в этих схемах. С их устранением товар становится физически доступным всем партнерам в Украине и появляется возможность для целого ряда компаний масштабом меньше национального дистрибьютора (торговым сетям, и возможно даже крупным интернет-магазинам) работать напрямую с производителем. Тем не менее, Йонг Нам заявил, что изменений в структуре дистрибьюции LG в Украине не будет, все партнеры остаются на своих местах, со всеми договорились.

Важный вопрос: как скажется выплата налогов и пошлин в полном объеме на конечной цене продукции. В LG говорят, что поначалу она может вырасти, но впоследствии - снизится, и заметно. Во-первых, осуществляя прямые поставки, компания оплачивает пошлины по реальным ценам продуктов, а не индикативным, которые обычно оказываются выше. Правда, насколько я помню таможенное законодательство, пошлина всегда оформляется по наиболее высокой из всех возможных цен. Впрочем, исключение из этого правила вполне может быть предметом договоренности крупного международного производителя с украинскими властями. Во-вторых, заметно сокращаются сроки поставок (по заявлениям представителей LG - на 10 дней из 20-25), благодаря этому компания может быстрее отрабатывать снижения цен, инициированные головным офисом. Другими словами, если отпускная цена на определенную модель мобильного телефона снижается, то дешевые партии быстрее достигают Украины и это влияет на общий уровень цен.

В той ситуации, которая сейчас сложилась с таможенной очисткой продукции hi-tech, я думаю, по пути LG сейчас пойдут многие вендоры, из тех, кто реально заинтересован в работе на украинском рынке.  Так что скоро мы услышим новые анонсы о переходе на прямые поставки.

Еще один аспект проблемы: представительства вендоров начнут расширять штаты, создавать отделы логистики, увеличивать штат менеджеров по продажам, бухгалтеров. В LG, по словам представителей украинского офиса, внедрение DDP потребовало около 25 дополнительных сотрудников.