Летние покупки: IBM готовится к новому сезону

21 август, 2006 - 15:21Антон Курник

На протяжении первых десяти дней августа корпорация IBM сообщила сразу о трех новых приобретениях. Как отмечают аналитики, в последние несколько лет такой подход к получению новых перспективных технологий стал для нее обычной практикой: всего за это время ею было поглощено более 40 фирм, а затраты только в 2005 г. превысили 2 млрд долл. Однако уже сейчас можно утверждать, что в текущем году эта сумма будет перекрыта как минимум вдвое за счет ряда масштабных сделок.

Сначала 2 августа пришла информация о том, что IBM приобрела частную компанию Webify Solutions, поставщика программных продуктов и собственно услуг для создания отраслевых IT-архитектур, ориентированных на сервисы (Service-Oriented Architecture, SOA). Сумма сделки официально не оглашалась, но, по некоторым оценкам, просочившимся в прессу, она вряд ли составила менее, чем пару сотен миллионов долларов. Технологии Webify, вероятнее всего, будут интегрированы с флагманской платформой IBM – набором ПО промежуточного слоя (middleware), выпускаемого под торговой маркой WebSphere, а также с предложениями службы IBM Global Services. Известно, что ПО Webify дает возможность существенно ускорить разработку и развертывание специализированных решений, поскольку включает сот-ни готовых, соответствующих действующим стандартам SOA, ориентированных на конкретные отрасли инструментальных модулей, а также среду разработки.

Приобретение Webify, безусловно, позволит IBM укрепить свое положение в области SOA. Дополнив собственный опыт использования открытых отраслевых стандартов и разработки ПО экспертными знаниями вертикальных рынков специалистов Webify, корпорация намерена предложить лучшие в этом сегменте решения, благодаря которым клиентам будет проще и эффективнее связывать сложные бизнес-процессы и обмениваться данными независимо от используемых ими базовых технологий.

ПО от Webify дополняет обычные корпоративные приложения новыми, ранее недоступными возможностями – внедренные несколько лет назад программные пакеты смогут теперь предоставлять свою функциональность и другим системам.

Вторая покупка – MRO Software, за которую IBM выложила 740 млн долл. Этот шаг нельзя назвать совсем уж неожиданным, поскольку компании уже в течение десяти лет связывают тесные партнерские отношения. MRO является одним из ведущих поставщиков ПО и консалтинговых услуг в области управления активами предприятий, и данная сделка совершена в рамках реализации все той же стратегии IBM, направленной на развитие бизнес-консалтинга, оказания различных IT-услуг и создания ПО для разработки инструментальных средств, позволяющих при необходимости быстро трансформировать и оптимизировать бизнес-процессы.

Область задач, на решении которых специализируется MRO, становится с каждым годом все актуальнее и востребованнее на глобальном рынке. Все больше типов корпоративных активов обслуживаются с помощью информационных технологий, и организации стремятся найти способы консолидации средств управления ими. Как заявили представители IBM, в результате этого приобретения компания станет единственным в мире поставщиком решений, обеспечивающих подобный уровень конвергенции в сфере управления информационно-технологическими и производственными активами. Как следствие, сами корпоративные ресурсы станут более «интеллектуальными», поскольку автоматизированное управление ими распространится на все предприятие, подключая различные датчики, RFID-системы и т. д. и образуя единую среду по аналогии с широко используемыми сегодня интегрированными системами управления IT-ресурсами. Благодаря консолидации и автоматизации компании смогут устанавливать соответствующие уровни обслуживания ресурсов и управлять процессом изменений.

«По данным исследования, проведенного недавно IBM, 40% руководителей отмечают, что эффективное использование активов будет областью особого внимания при укреплении финансового состояния их компаний, – заявил Эл Золлар (Al Zollar), генеральный менеджер подразделения IBM Tivoli Software. – Для данного направления ПО MRO является мощным дополнением портфеля программного обеспечения и услуг IBM. Это приобретение даст клиентам возможность получить единое представление своих активов, повысить производительность, а также внедрить инновационные бизнес-процессы в масштабе всего предприятия».

Аналогичным образом прокомментировал событие и Шип Драпо (Chip Drapeau), президент и главный исполнительный директор MRO: «Поскольку технологии становятся определяющим фактором успеха в процессе выполнения бизнес-операций, компаниям необходима возможность эффективно управлять как производственными, так и технологическими активами. Сделка с IBM открывает новые перспективы для наших клиентов и сотрудников, мы сможем теперь предложить им мощное комплексное решение для управления активами в глобальном масштабе».

Технологии и консалтинговые услуги MRO войдут в предложения подразделений IBM Software и IBM Global Services, а после завершения процедуры приобретения корпорация намерена включить программные технологии MRO в портфель решений подразделения IBM Tivoli Software.

Согласно оценкам аналитиков, покупка MRO Software должна усилить возможности программных продуктов IBM Tivoli для управления корпоративными системами, и она весьма своевременна – рост дохода IBM от продаж ПО данного класса на протяжении последних двух кварталов составляет десятки процентов. Впрочем, и сама MRO по итогам последнего финансового года имеет аналогичные результаты, а общий доход ее в 2005 г. составил без малого 200 млн долл. На момент сделки клиентская база MRO насчитывала несколько тысяч компаний и организаций во всем мире, включая ряд министерств и ведомств США, BP, ExxonMobile, Heineken, Daimler Chrysler, Ford, GM и другие.

Ну и, наконец, 10 августа IBM анонсировала еще одно приобретение разработчика ПО, крупнейшее в описываемом ряду. На этот раз за 1,6 млрд долл. наличными была куплена довольно известная компания FileNet, специализирующаяся на системах по управлению корпоративным контентом (Enterprise Сontent Management, ECM). Нельзя сказать, что для последней покупка стала выходом из сколько-нибудь тяжелого положения. FileNet – публичная компания, и стоимость ее акций на NASDAQ в течение последнего года была довольно стабильной, колеблясь в пределах 25–30 долл. IBM предложила по $35 за акцию и, видимо, сегодня это реальная цена за перспективную ЕСМ-компанию. Это открыто признал и Ли Робертс (Lee Roberts), председатель совета директоров и СЕО FileNet. Комментируя сделку, он подчеркнул, что она выгодна держателям акций, поскольку комбинация разных технологий обеспечит инновационные решения в области управления контентом. Сама IBM довольно активна в данном сегменте рынка IT-решений, и FileNet наряду с EMC Documentum и ОpenText были здесь ее основными конкурентами. В результате сделки IBM получила дополнительную клиентскую базу, ряд технологий и ключевых сотрудников FileNet, что, безусловно, упрочит ее положение и конкурентоспособность на рынке.