Легализация файлообменных сетей: прецедент существует

9 сентябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Стоит помнить, что в ответ на подобные решения проигравшая сторона традиционно подает апелляции, однако событие от этого не теряет своей важности. Американский суд провел параллели между судебным процессом 1984 г. Universal City Studios против Sony, когда японскому электронному гиганту вынесли оправдательный приговор. Видеомагнитофоны системы Betamax были признаны легальными для продажи в США, так как, помимо явных возможностей нарушения авторских прав с помощью данных устройств (на ум приходят прежде всего запись и распространение фильмов, а также копирование видеокассет), эти устройства могли использоваться для ряда других, легальных целей. Несколько лет спустя конкурентная система VHS "убила" стандарт Betamax в его коммерческом воплощении, однако прецедент остался, и именно на этом судебном процессе заострили свое внимание адвокаты из EFF (Electronic Frontier Foundation), представлявшие интересы Grokster.

Против последней выступала корпорация Metro-Goldwyn-Mayer Studios, которая в своем судебном заявлении утверждала, что пиринговой сети под силу создать систему контроля контента, а сегодня программный продукт используется для нарушения авторских прав настолько часто, что стыдно было бы и упоминать легальные возможности применения такого продукта, как Grokster. Полную аудиоверсию судебного заседания в формате MP3 можно найти на сайте EFF.

Адвокаты медиакомпании утверждали, что аналогии между Sony и Grokster проводить нельзя, так как уж слишком большая доля всех присутствующих в пиринговой сети файлов лежит там в нарушение закона об автор-ском праве. Судья, впрочем, после обнародования мнений обеих сторон, склонился к тому, что важно не процент-ное отношение легального материала ко всем файлам, доступным в сети, а сама концепция легального применения подобной технологии, и EFF была готова предоставить десяток примеров тому. Среди них -- согласие на распространение своих продуктов в пиринговых сетях со стороны молодых музыкантов и киностудий, а также таких звезд, как Dave Matthews Band, Pearl Jam и кинорежиссера Майкла Мура (Michael Moore).

Стоит признать, что MGM выбрала заведомо слабого соперника -- Grokster не получила такого уровня признания, как, скажем, Kazaa или в свое время Napster. Компания лицензирует протоколы и доступ к сети FastTrack у создателей Kazaa, компании Sharman Networks, а сама пытается делать деньги на показе рекламы посредством своего клиента. Таким образом, даже при особом желании программисты Grokster (если таковые есть) не могли бы внести изменения в работу протокола. На это адвокаты MGM возразили заявлением, что в таком случае Grokster должна прекратить выпуск своего продукта. В ответ на это защищающаяся сторона привела аргумент, что компании Sony также следовало бы перестать производить видеомагнитофоны из-за возможности нарушения чьих-то авторских прав.

Победа, присужденная Grokster и EFF, еще не означает, что легализован тотальный обмен музыкой и фильмами. Законодательство об авторском праве в таких случаях однозначно -- если разрешения на распространение музыкальной и кинопродукции у клиента нет, то у правообладателя есть все инструменты для инициирования судебного процесса. В качестве напоминания о том, что status quo не изменился, американская музыкальная ассоциация RIAA 25 августа подала 744 судебных заявления о нарушении авторских прав пользователями пиринговых сетей. Всего же в США на сегодняшний день повестки о судебных процессах получили 4700 человек.