Куда деваются пользователи Android

28 ноябрь, 2012 - 10:36Александр Пацай

Последние пару дней Интернет взбудоражен очередным прекрасным текстом Гораса Дедью из блога Asymco, в котором он языком цифр хорошо показывает какую-то черную дыру, в которую проваливаются пользователи Android, когда речь заходит о веб-активности. Если вкратце, то, несмотря на огромный рост пользовательской базы – даже в США пользователей Android около 65 млн, а пользователей iPhone – чуть больше 40 млн, пользователи iOS оказываются гораздо более активны в онлайн-шоппинге, чем владельцы зеленороботных устройств.

В частности, если выделить мобильный трафик из всего шоппингового трафика в период Дня Благодарения и Черной Пятницы (традиционно самых активных периодов распродаж в году), то количество этого трафика составит 24% (для сравнения – в 2010 г. он составлял около 5%, в 2011 г. – около 15%) из всего онлайн-трафика. При этом доля трафика Android в мобильном трафике с 2010 г. по 2012 г. – в период, когда пользовательская база Android выросла с 12 млн устройств до 65 млн, упала с 27 до 21% (достигнув пика в 2011 г. с 29%). Доля iOS-трафика, соответственно, за этот период, колеблется от 71 до 77%. Причем в планшетах перевес устройств Apple заметен еще более сильно. Если из мобильного трафика вычленить трафик планшетов, то 88% планшетного трафика составляет iPad, Kindle и Nook – 5,5%, Galaxy Tab – 1,8%, а остальные планшеты (которых легион) – 4,4%.

За более детальной статистикой и красивыми графиками рекомендую сходить в блог Asymco, там все очень наглядно.

Конечно, проще всего было бы перевести пост из Asymco и оставить As Is на радость троллей, которые с удовольствием бы помочили друг друга в комментариях. Но проблема в том, что даже в посте Гораса нет ответа на вопрос о том, почему доля пользователей Android такая низкая. Онлайн-шоппинг – не единственный пример, потому что постоянно появляется информация от разработчиков, рекламных сетей и прочей об активности пользователей, и iOS там вовсе не выглядит мелким игроком, которым его показывают в ежеквартальных отчетах о продажах различные аналитические агентства. Там, напомню, периодически пишут об очередных рекордах продаж Android-устройств, по которым у Android доля рынка в конкретный период продаж составляет 75%, а у iOS – 15-20%. Да, надо не забывать про разницу между marketshare и installed base, но с такими темпами продаж Android-устройств совсем скоро installed base устройств с этой системой будет в разы больше устройств с iOS. Возникает вопрос – где, где эти более миллиона новых пользователей в день и 500 млн счастливых пользователей Android?

Доходит, конечно, до буквально фантастических версий – в частности, в обсуждении у того же Asymco есть некий комментарий о разговоре с человеком из Google, где тот рассказывал, что в базу активаций записываются не уникальные идентификаторы устройств, прописанные производителями, а уникальный идентификатор пользователя, который при этом изменяется при каждом сбросе устройства. Якобы это было проще и быстрее считать, и поэтому был выбран именно такой показатель для подсчета, а потом уже было поздно откатываться на правильный метод, так как это привело бы к неприятным последствиям в «политическом плане». Я лично в этом сомневаюсь – даже полмиллиарда уникальных идентификаторов устройств уж Google-то, у которой весь бизнес построен на умении быстро индексировать и искать по базам данных, смогла бы научиться считать. С другой стороны, компания, осознанно собиравшая данные и пароли путем сканирования чужих Wi-Fi во время фотосъемки street view, способна на многое.

Можно, конечно, пользователям Android пытаться сохранить лицо, отшучиваясь, что, мол, они шопятся с нормальных компьютеров, а не с мобильных устройств, но я бы поспорил с этим: учитывая, что как раз именно среди устройств на базе с Android много дешевых и бесплатных (с контрактом) устройств, еще не факт, что у этих юзеров есть деньги на компьютер. Ладно, шутки в сторону, будем серьезными. Я понимаю, что среди моих читателей много гиков, которые с пеной у рта будут доказывать, что они в Интернете сидят еще больше, чем их «червивояблочные яблофаги», но мы-то понимаем, что гики как раз не являются репрезентативной выборкой, и их среди тех самых полмиллиарда активированных Android весьма небольшой и жалкий процент. Но одна из популярных и очевидных версий как раз и касается того, что более дешевые устройства на базе Android привлекают ту аудиторию, которая не готова тратить деньги онлайн (да и вообще – на покупку приложений, и т.д.). Однако, даже дорогие Android-смартфоны – тот же Galaxy S II и III – продаются довольно большими объемами, вполне сравнимыми с объемами продаж iPhone.

Еще одна лежащая на поверхности версия – люди пользуются Android-устройствами как «dumb-phone» (тупыми телефонами), то есть только совершая голосовые звонки и обмениваясь SMS-сообщениями. Такая версия вполне имеет право на жизнь, хотя и не содержит в себе особо хороших новостей для Google, рассчитывающей на то, что ее усилия в разработке системы приведут к увеличению рекламных доходов от просмотров рекламы на мобильных устройствах. Можно надеяться, что в перспективе эти пользователи расширят свой кругозор и начнут активней использовать возможности смартфона, но это сильно притянуто за уши. Да и вообще вызывает логичный вопрос – а можно ли в таком случае считать большие объемы проданных Android-устройств за долю рынка, и стоит ли брать этих пользователей в расчет при планировании запуска продуктов и других таргетированных акций?

Кстати, ситуация с веб-трафиком с мобильных продуктов на iOS и Android актуальна не только для США, мировая статистика тоже не в пользу «зеленого робота» – вот, например, данные за июль, где доля iOS составила 65% от глобального мобильного трафика. Что еще более странно, так как позиции iOS по продажам устройств как раз особенно сильны в США, а по миру и в том числе в Европе, Android обгоняет iOS в доле рынка и в installed base гораздо больше. Возможно, это как раз можно объяснить тем, что в Европе и в остальной части мира еще большая доля покупателей приобретают дешевые Android-смартфоны, которые только для звонков и годятся.

Если же вернуться к тому, ради чего все это делается – а то есть ради прибыли, то можно вспомнить, что прибыль с рынка смартфонов на сегодня делят между собой две компании: Apple и Samsung, собирая порядка 95% прибыли, причем из них Apple забирает в районе 65-70%. С чем это может быть связано? С тем, что изначально Apple отбирает себе более качественных пользователей, обладающих деньгами и готовых их тратить? После чего дает им инструмент, который более прост и удобен в использовании, и в том числе – в том, чтобы эти деньги с помощью самого устройства тратить. Например, на приобретение приложений (надо ли напоминать о разнице между выплатами в App Store и Google Market, или о «готовности» пользователей Android платить за приложения?), на другие сервисы, на онлайн-шоппинг в том числе? Интересно другое – изменится ли эта ситуация в будущем? Сейчас Apple отхватила себе премиальный сегмент рынка с «денежными» пользователями, но сможет ли она его удержать? Android не стоит на месте, и четвертая версия по дизайну и юзабилити в многом не особо отстает от iOS. Ближайшие пару лет будут очень интересны в этом плане, принимаю ваши ставки.

Куда деваются пользователи Android