Кто вы CIO сегодняшнего времени?

7 февраль, 2019 - 17:14Костянтин Головін

Среди прочих функциональных вертикалей должность ИТ директора, вероятно, претерпела наибольшие изменения за последние 10 лет, а если брать интервал в двадцать лет — то эти перемены еще разительнее. 

 
Чтобы понять, как менялись задачи, требования к специалисту и то как ИТ-директор влияет на бизнес я провел ряд интервью с руководителями ИТ-функции из крупных компаний и специалистами ИТ-отрасли. Еще одна цель этого проекта состояла в том, чтобы  понять какие новые вызовы и задачи возникнут  перед CIO в ближайшем будущем. Общий стаж проинтервьюированных людей точно превышает несколько сотен лет.
 
Для начала  небольшой экскурс в прошлое, чтобы понять кто еще 20 лет назад мог стать ИТ-руководителем или, если говорить точнее, в терминологии тех лет, главным системным администратором. Типичный ИТ-руководитель середины 90-х  , как правило, был гиком и энтузиастом, который имел высшее образование в области физики, математики или в лучшем случае -  телекоммуникаций или, например, автоматизированных систем. В тот период большая часть сотрудников компаний старалась избегать работы с компьютерами. Конечно же свой вклад в такое восприятие вносили сами компьютеры и сети, т.к. программное обеспечение еще было «сырым», не всегда надёжным и не очень удобным в использовании. Таким образом, основная задача, которая стояла перед «главным по компьютерам» —  обеспечение работы персональных компьютеров и создание какой-то базовой сетевой инфраструктуры.
 
За последние  лет пятнадцать очень многое поменялось. Надежность компьютеров возросла, интерфейсы стали более удобнымии понятными, размеры компаний увеличились в десятки или даже сотни раз. Все это, несомненно, изменило роль ИТ в компании. В настоящее время на первый план вышли не технические знания и навыки ИТ-руководителя, а его управленческие умения, опыт работы с людьми и даже способности продаж и коммуникаций.  Нынешний CIO – это уже не тот человек в голубой клетчатой рубашке, который приходит что-то чинить, а скорее «белый воротничок»,  полноценный участник бизнеса с развитыми навыками управленца. В результате всепоглощающего прогресса  задача обеспечения работы информационных систем стала менее приоритетной. На первый план выходят  задачи  формирования высокоинтегрированной отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры, которая обеспечит долгосрочное развитие бизнеса. Для создания такого решения CIO должен обладать глубокими знаниями и хорошим пониманием бизнеса, в котором работает, развитыми навыками стратегического планирования и уверенными познаниями в области финансов и экономики. 
 
Еще один фактор, который повлиял на изменение роли, а как следствие и требований к ИТдиректору -  активное развитие персонализированного ПО, которое позволяет эффективно решать отдельные задачи. Общая доступность информации и технологий привела к тому, что в настоящее время CIOдолжен уметь точно аргументировать выбор того или иного решения. Сейчас на совете директоров руководитель другой функции уже может поставить под сомнение то или иное решение ИТ-директора по выбору технологического способа для успешной реализации поставленной задачи. Таким образом нынешняя ситуация требует от ИТ-управленца не только сообщить другим менеджерам то, что проект будет реализован, но и аргументированно объяснить выбор того или иного технологического решения. Еще 10-15 лет других представителей руководящего звена компании, как правило, способ реализации не интересовал. 
 
Дальнейшее развитие функций и роли CIO в организации зависит от многих факторов: размер компании, зрелость бизнеса и подходы собственника, сектор экономики, модель бизнеса. Современные лидеры ИТ-департаментов  в компаниях считают, что средний и малый бизнес будет активно использовать аутсорсинг или в штате будет максимум ИТ-менеджер, способный решать текущие задачи функционирования ИТ систем. В тоже время компании из традиционных для экономики Украины секторов, такие как, металлургия, агробизнес и энергетика, в массе своей,  продолжат воспринимать  ИТ, лишь в ееподдерживающей роли, но на более глобальном масштабе. В данном случае ИТ-департаменттак и останется подразделением, которое помогает автоматизировать и экономить деньги. 
 
Наиболее сильно изменится роль и требования к CIO в следующих индустриях: телекоммуникации, ретейл, банки, e-commerce. В данных отраслях ИТ-подразделение становится основополагающей частью бизнеса и как следствие, требования к знаниям и навыкам ИТ-директора будут важны как никогда. Кроме этого, есть мнение, что в компаниях, где ИТ будет основой бизнеса именно CIO может в ближайшее время занять место CEO. 
 
Отдельно стоит уделить немного внимания большому количеству различных аббревиатур, которые сейчас используются для названия ИТ-директора. Помимо классического CIO (chief information officer) можно встретить следующую интерпретацию CIO (chief innovation officer), также уже  встречается CDO (chief digital officer). На самом деле это разнообразие только отображает основную цель, которая будет поставлена перед ИТ-директором в компании. 
 
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что за последние 15-20 лет ИТ-директор прошел, или по-меньшей мере должен был пройти, путь от технического эксперта до управленца с глубоким пониманием бизнеса, финансов, навыками стратегического планирования и управления персоналом. Дальнейшие развитие технологий позволит ИТ-директору сфокусироваться на задачах, напрямую связанных с развитием бизнеса и поиском новых бизнес-возможностей, но и потребует больших знаний о технологиях, чтобы эффективно аргументировать и отстаивать свои решения.