Кто, что, как и зачем покупает из аналитики...

20 октябрь, 2011 - 17:11Александр Кучерук

Мне доводится довольно часто просматривать маркетинговые материалы на сайтах крупных интеграторов, посвященные теме «Бизнес – аналитика»/Business Intelligence/BI. Наверняка эта информация адресована потенциальным потребителям этих продуктов и услуг.

Читаю выборочно

…«адаптация моделей банковских данных…»

«…инструменты BI платформ…»

«…Data Marts, Data Mining, ETL, …»

«…динамические механизмы визуализации в портальной среде…»

и т.п.

Кто же потенциальный покупатель этих features?

Судя по используемой терминологии, вроде как потенциальным потребителем должна быть ИТ-служба.

Но зачем ИТ-службе инструменты углубленного анализа банковских данных?

Им подавай Хранилище, BI инструменты (OLAP)…

А кто заплатит за покупку Хранилища? Зачем оно например банку?

«Слышится» ответ ИТ-службы: «Чтобы все было в одном месте!!!»

На вопрос «А что собственно все?» звучит не менее твердый ответ «а все, что у нас есть в учетных системах».

И только на вопрос «А что у Вас есть полезного в учетных системах?» звучит, но уже не очень уверенно «бизнес-аналитики знают».

То есть аналитика нужна бизнесу? И все перечисленные выше возможности тоже нужны бизнесу?

Попробуйте спросить представителя департамента рисков или розничного бизнеса банка, нужен ли им ETL или DataMart, не говоря уже о «динамических механизмах визуализации…».

Им надо решить простую и понятную им задачу, например осуществить прогнозирование суммы резервов на покрытие дефицита ликвидности с учетом всех факторов, действующих на ликвидность. Или решить задачу прогнозирования доходности клиента. Или другую подобную аналитическую(!) задачу. Могут ли они найти ответ на свои вопросы из упомянутых выше маркетинговых материалов? Ответ почти очевиден.

«Так ведь это задача ИТ-службы донести до бизнес-подразделений информацию о всей мощи «адаптированной банковской модели», – утверждают сторонники подхода.

«Нет… это задача бизнес-подразделений описать подробно аналитические задачи! А мы их тут же все и порешаем!» твердят ИТ-специалисты.

«Так мы же Вам уже сто раз это все писали, а вы говорите, что сделать так нельзя…»: отвечают бизнес-аналитики.

В итоге бизнес-подразделения, слушая все эти споры, молча и упорно решают свои задачи при помощи верного Excel и своего времени после работы и в выходные.

А потом по нескольку раз переделывают, опять за счет рабочего и нерабочего времени. Наверное время у нас ничего не стоит…

* А там, где стоимость времени специалиста по решению бизнес-задачи известна (в том числе и благодаря аналитическому приложению, к примеру АВС), ему не разрешат тратить столько дорогого времени на «рукопашную борьбу» в Excel.

* Также и там, где свободного рабочего ресурса становиться все меньше, а работы в условиях подъема рынка, становиться все больше и уже физически нельзя все успеть, там начинают считать стоимость потраченного времени.

* Там где топ-менеджмент понимает, что бесплатного времени не бывает, и сверхурочные рано или поздно либо приведут к сбою и ошибкам, либо к увольнению ценного специалиста, перегруженного рутинной работой, либо к тому, что нужной и точной информации вовремя не удастся получить и цена ошибки и неточности окажется велика, начинают искать альтернативы.

Мне кажется что пока что у нас аналитику покупают как последнюю надежду, когда уже никакие модернизации АБС, или CRM, или Call Center не приводят к существенному улучшению контролируемости бизнеса.

Покупают в спешке, без подготовки, с завышенными надеждами на чудодейственную силу.