Кризис в ИТ. Розничный сегмент: ближе к народу

25 декабрь, 2008 - 13:52КО

Сектор ритейла можно назвать одним из наименее «кризисоустойчивых», поскольку достаточно большая доля оборота розничных сетей приходится на продажи товаров в кредит. С другой стороны, отечественный рынок потребительской электроники и компьютерной техники еще не достиг состояния перенасыщения, что позволяет говорить не только о падении доходов его участников, но и о перераспределении спроса на товары. Мы проанализировали ситуацию, сложившуюся в «противоположных» ценовых диапазонах, и попробовали дать некоторые прогнозы.

Антикризисный бюджет

Самым простым и логичным последствием осложнения экономической ситуации в стране и ограничения потребительского кредитования можно назвать повышенное внимание покупателей к продуктам бюджетного уровня. Сегодня уже наблюдается начало такого перераспределения розничного сегмента ИТ-рынка, однако оно может быть связано не только с вынужденным изменением вкусов пользователей, но и с экспансией недорогой техники. В первую очередь это явление актуально для таких групп товаров, как ноутбуки, цифровые фото- и видеокамеры, ЖК-мониторы, DVD-проигрыватели, карты памяти и внешние жесткие диски. Сумма средней покупки этих видов продуктов в III квартале сократилась в розничных сетях на 3–8%.

В большей степени пострадала розница в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях. В этих регионах сосредоточены предприятия металлургии, добывающей и химической промышленности, которые в настоящее время испытывают наибольшие трудности в связи со снижением производства и реализации продукции. В меньшей степени кризис сказался на юге, в центре, на Слобожанщине (Харьков, Полтава, Сумская область). Есть также стабильные регионы, которые даже при кризисе показывают хороший сезонный рост ИТ-продаж, например, Крым, где доходы населения минимально связаны с промышленностью.

Падение покупательной способности населения в связи с кризисом – явление бесспорное, и игроки рынка в один голос предрекают существенное смещение вектора симпатий потребителей в низший ценовой диапазон уже в ближайшие два-три месяца. По прогнозам Николая Коломойца, руководителя отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group, в следующем году доля устройств стоимостью свыше 1500 грн в общей структуре розничных продаж электроники может уменьшиться с 10 до 7–9%. Этот процесс уже не будет зависеть от маркетинговой политики вендоров и станет основной тенденцией как минимум в первой половине наступающего года.

Впрочем, розница пока не ощутила в полной мере изменений вкусов покупателей. Последним толчком к бюджетному сегменту для потребителей станет повышение цен на электронику. Это может произойти уже в I квартале будущего года, после того как закончится рождественский сезон. Поскольку в числе главных элементов эффективного антикризисного управления – гибкость и способность быстро реагировать на изменения спроса, есть основания полагать, что уже во II квартале 2009 г. доступные ИТ-товары составят большую часть ассортимента отечественных ритейлеров.

Премиум-сегмент и жизнь без кредитов

Кризис в ИТ. Розничный сегмент ближе к народу

Ситуация, сложившаяся в секторе ИТ-товаров высшего ценового диапазона, получилась неоднозначной. На границе III и IV кварталов текущего года этот сегмент показал достаточно стремительный рост, который, впрочем, быстро сменился падением и возвращением к показателям начала осени. В премиум-сегменте основные продажи в IV квартале приходятся на такие группы товаров, как ЖК-телевизоры, ИБП, цифровые видеокамеры, бытовую технику, а также ноутбуки верхнего ценового диапазона. Объяснением такой динамики сбыта выступает неуверенность потребителя в стабильности национальной валюты и, как следствие, стремление инвестировать в устройства, которые не обесценятся со временем. Кроме того, учитывая вероятность роста цен после Нового года, многие люди осуществили «отложенные» покупки из опасения, что в дальнейшем они уже не смогут себе их позволить.

В данный момент большинство игроков рынка отмечают неуклонное падение уровня продаж дорогой техники. Это легко объясняется тем, что те, кто располагал средствами для таких приобретений, уже совершили их. Кроме того, свертывание программ потребительского кредитования для населения также нанесло серьезный удар по сегменту дорогостоящей техники. В дальнейшем можно ожидать планомерного уменьшения доли электроники премиум-класса в структуре розничных продаж. Небольшой всплеск покупательской активности в этом сегменте может произойти непосредственно перед новогодними праздниками, но он вряд ли изменит общую картину. Можно предположить, что ситуация на данном рынке останется прежней вплоть до появления доступных потребительских кредитов для населения.

Прогнозы

Кризис в ИТ. Розничный сегмент ближе к народу

Участники рынка, аналитики и вендоры сходятся во мнении о предстоящем повышении цен в розничных сетях. Как отметил ведущий менеджер направления ИТ сети супермаркетов электроники «Домотехника» Вячеслав Варченко, рост может составить до 40% по сравнению с показателями III квартала. Сейчас цены сохраняются на текущем уровне только по причине затоваривания складов дистрибьюторов, которые, в свою очередь, стремятся распродать излишки как можно в более сжатые сроки. Однако поскольку объемы продаж снижаются, этот процесс, по самым пессимистичным прогнозам, может занять до полугода.

Кроме того, неизбежным является падение оборотов ИТ-ритейлеров. По оценкам участников рынка, оно составит не менее 40% показателей первого полугодия 2008 г. Результатом такой отрицательной динамики могут стать консолидация рынка и резкое уменьшение количества мелких розничных продавцов.

Прогнозы игроков украинского ИТ-рынка касательно продолжительности нынешнего состояния отечественной экономики разнятся, хотя практически все они солидарны в том, что ситуация еще не дошла до своей пиковой точки. Наиболее пессимистичные эксперты рекомендуют компаниям строить антикризисные меры на ожидании периода спада длиной в 1,5–2 года, вендоры же смотрят на ситуацию более оптимистично: в одном из недавних комментариев глава представительства компании MSI в Украине Рита Чью (Rita Chiu) предположила, что уже во втором полугодии 2009 г. можно надеяться на рост показателей продаж ИТ-товаров.

 

Кризис в ИТ. Розничный сегмент ближе к народу

Александр Головченко
генеральный директор компании «МКС»

В ноябре мы зафиксировали падение розничных продаж относительно аналогичного периода прошлого года. Если октябрьский оборот получил прирост 16%, то ноябрь принес 14%-ное снижение. Сбыт первой декады декабря оказался меньше прошлогоднего на 30%. Поскольку в предыдущие годы эти месяцы всегда имели значительный положительный прирост, можно однозначно говорить о проявлении экономического кризиса в ИТ-ритейле.

В планах розничных продаж «МКС» на текущий год основные товарные группы, имеющие наибольшую долю в обороте, должны были вырасти в среднем на 30–40%. Эти планы были сформированы как исходя из опыта работы компании в предыдущие периоды, так и с учетом прогнозов, которые давали аналитические агенства. К сожалению, эти прогнозы не оправдались – рост рынка в целом по году замедлился. Общее увеличение розничного оборота «МКС» в 2008 г. может составить около 20%.

Возможно, будет некоторое оживление в торговле электроникой в традиционные праздники конца февраля и начала марта, за которыми ожидается затяжной спад. Снижение оборотов изменит и характер предложения в ИТ-рознице: значительное число нерентабельных магазинов будет закрыто, прогнозируется сокращение ассортимента по большинству товарных групп, на витринах будут представлены наиболее популярные и быстро продаваемые продукты. За ограниченное количество потребительских средств развернется жесткая конкуренция, появится реальный спрос на качественное обслуживание.

 

Кризис в ИТ. Розничный сегмент ближе к народу

Владислав Чечеткин
руководитель проекта Rozetka.ua

Основная причина кризиса в ИТ-рознице состоит в том, что слишком для многих наших сограждан компьютер все еще остается предметом роскоши, так же, как и автомобиль. Ввиду неопределенности будущего люди начали ограничивать себя в покупках, экономить всеми силами. Уже сейчас на рынке заметны такие крайне негативные явления, как демпинг и продажа продукции по цене ниже закупочной. Розничные сети идут на подобные меры в попытках высвободить склады, товара на которых хватит как минимум до марта следующего года. Однако это приносит больше вреда, чем пользы: по сути, они не увеличивают спрос, а лишь перетягивают покупателя от одного продавца к другому, заодно приучая его к сверхнизким ценам. Пик избавления от стоков придется на январь следующего года, причем в этом явлении могут принять участие не только розничные продавцы, но и дистрибьюторы. Печально, что многие из них вместо поддержки канала занимаются абсолютно противопоказанным «закручиванием гаек».

В рамках антикризисной программы мы планируем провести переосмысление методов работы, а также заняться внедрением новых подходов в ведении дел. Главное, чтобы вендоры не сворачивали свою активность и программы поддержки, чтобы никто не начинал уходить с рынка.