"Крах дот-комов 2.0" или Что общего между Google и Netscape?

5 ноябрь, 2007 - 10:15Владимир Исаев

Написать на эту тему меня сподвиг один из последних постов в блоге Михаила Лаптева, главного редактора "КО". Не тот, где он комментирует приобретение Microsoft акций Facebook, а там где пишет про преодоление акцией Google барьера в $700.

Давайте на минутку вернемся на 10 лет назад и вспомним про такую компанию, как Netscape. У детищ Андрессена-Кларка и Пейджа-Брина есть очень много общего. Даже больше, чем видно на первый взгляд. Я не говорю про какие-то организационные вещи (хотя и они имеют место). Гораздо интереснее схожее влияние Netscape и Google на интернет-индустрию.

В 1995 г., Mosaic by Netscape стал, по сути, первым браузером, с помощью которого работать в Интернете смогли массовые пользователи, а не только ученые и компьютерщики. Именно Mosaic стала «виновницей» колоссальных темпов прироста пользователей Сети, а, следовательно, и увеличения количества Web-сайтов. Более того, именно Netscape первая доказала, что на Интернет-фирмах можно зарабатывать, и при том весьма неплохо. Когда в 1995 г. компания выходила на биржу, то сначала предполагала продавать акции по $14. Однако буквально в день перед IPO было решено удвоить стартовую цену, потому что интерес инвесторов к ценным бумагам в ходе роад-шоу оказался просто колоссальным. В первый же день торгов курс достиг $75, а вечером остановился на $56. В дальнейшем цена бумаги активно росла примерно полгода.

Основная заслуга Google для Интернета – это даже не ее поисковая система, а коммерциализация небольших сайтов. Именно она привлекла в Сеть колоссальное количество талантливых, предприимчивых, активных людей, получивших возможность зарабатывать с помощью AdSense и AdWords и генерировавших контент. Как росли акции Google после IPO, думаю, напоминать не стоит. И это стало по сути первым после краха дот-комов знаком для инвесторов о том, что Интернет-компании снова стали хорошими объектами вложений.

Вернемся к Netscape. Безусловно, ее успех довольно сильно подкосил выход на рынок интернет-браузеров IE, встроенного в Windows 95. После этого перспективы Netscape слегка затуманились, тем более, что Microsoft, по сути, не оставляла массовому пользователю особого выбора (что в итоге и подтвердил антимонопольный процесс против нее). Но интерес инвесторов к онлайн-компаниям остановить было уже невозможно. Венчурные капиталисты стремились вкладывать все больше, а уровни развития претендующих на их деньги стартапов и проработки бизнес-идей становились все ниже. Собственно, этот факт известен, и именно он привел к эпохе краха дот-комов в 1998-2001 гг. Сама Netscape, купленная AOL в 1998 г., а спустя пять лет закрытая как проект, можно сказать, пострадала от своих же действий. Некоторые наблюдатели, правда, говорят, что дело было лишь в ее неэффективной бизнес-модели, но на мой взгляд, это все же не так.

Как бы там ни было, но именно более удачную и эффективную модель извлечения прибыли считают главной причиной, по которой Google успешно избежала жерновов Microsoft, пытавшейся применить к рынку контекстной рекламы, открытому Пейджем-Брином, те же подходы, что и к браузерному (конечно в той степени, в которой это позволяла свободная модель работы Сети). Хотя, многие в то время видели в роли «монополизатора» Интернета даже не Гейтса, а Yahoo!, тем более, что переговоры о поглощении ею Google, когда та была еще 3-, а не 230-миллиардной компанией, действительно имели место.

Можно сказать с почти 100%-ной уверенностью, что Интернет без AdSense и AdWords не был бы тем, чем он есть сейчас. Вряд ли появились бы такие течения, как блоги и социальные сети. И вряд ли они бы вызывали такой интерес у IT-гигантов, который сейчас демонстрирует та же Microsoft в отношении Facebook. По сути ведь эта шумная сделка с 1,6% пакетом акций - всего лишь фактор, приближающий эпоху "краха дот-комов 2.0" (в том что он будет – я сомневаюсь все меньше), но никак не его причина. А вот сможет ли Google избежать судьбы Netscape, т.е. жертвы собственных действий – вопрос интересный и пока открытый.