Корпоративный Twitter. Зачем он нужен?

12 июль, 2010 - 13:35Владимир Исаев

Четыре месяца назад, в начале марта, я написал пост про Twitter, где изложил своё видение этого новомодного сервиса. И в конце пообещал поделиться своими впечатлениями о корпоративных Тви-аккаунтах.

Сразу предупрежу: противникам всего нового на генном уровне дальше можно не читать. Этот материал, несмотря на то, что он отражает лишь мысли автора и не претендует на объективность, будет полезен тем, кто ищет возможности сделать что-то новое, вместо причин не делать этого.

Аудитория
Основная часть твиттерян за 2 года полнокровной жизни русскоязычного Twitter – всё те же блоггеры, менеджеры и владельцы Интернет- и ИТ-компаний, журналисты, а также веб-разработчики. В последнее время стали попадаться вкрапления депутатов и президентов. Но это пока исключение. Есть ещё коучеры, но так как я в принципе не понимаю чем они занимаются (и вообще, и в Twitter), сказать про них ничего не могу. То есть, основная аудитория - так называемые «интернетчики».

Аудитория эта пока малочисленная (всего в России и Украине, по-моему, около 250 тыс. аккаунтов по данным Яндекса, по сравнению с 45 млн в англоязычном мире), но интересная. По сути Twitter объединяет лидеров мнений и наиболее активную часть Интернет-аудитории. Если в Штатах среднестатистический твиттерянин – это чернокожая домохозяйка 30-35 лет, то в наших странах – молодой человек до 30 лет (данные проекта Rutwitter), гаджетоман и тусовщик. Это новаторы в плане потребления всего нового, знатоки интернета и ИТ, в своих семьях, в кругу друзей и знакомых — эксперты, к которым приходят за советом. В общем, очень благодатная почва для раскрутки чего-то нового.

Twitter отлично подходит для оперативной, или лучше сказать молниеносной реакции на рекламации пользователей, быстрых подсказок how to, советов, извещений о рекламных и маркетинговых акциях, поступлениях товара и т.п. Это, скажем так, использование Twitter «в лоб». Как показывает практика, увеличить с помощью Twitter продажи напрямую у нас пока невозможно (пример Dell тут скорее исключение, да и то спорный кейс).

Единственный более-менее внятный измеряемый показатель – это количество подписчиков корпоративного микроблога, то есть тех, кто сам пришёл читать про ваши продукты по своей инициативе и в будущем, есть шанс, составит ядро аудитории. Есть правда и исключения. Например, одна моя знакомая, продавец элитного алкоголя, пишет в свой микроблог малоизвестные факты про кальвадос и текилу, попутно продавая эти и другие напитки. Говорит, заработок увеличился. Не так давно кто-то из продавцов электроники раздавал в Twitter промо-коды со скидками, которые указывались при последующем приобретении товара через интернет-магазин.

Как популяризовать Twi-аккаунт?
Есть масса способов, многие из которых, скажем так, не вполне этичные. Я буду рассказывать только про корректные. Ну или относительно корректные:

Масс-фоловвинг. Имеет смысл на первых порах. Каюсь, раскрутку @opera_ru начал именно с этого – фолловил известных твиттерян. Кто-нибудь из них откликался и фолловил в ответ. Тут всё как в ЖЖ: куча лжеюзеров просматривает кого френдят известные блоггеры и подписываются на их френдов.

Вместе с тем, масс-фоловвинг ведёт к «отрицательному сальдо»: количество ваших фолловеров очень быстро начинает намного превышать тех, кто подписан на вас. Это минус, поскольку на такие тви-аккаунты люди реагируют неохотно. В общем, я этим не злоупотреблял, и за первые пару месяцев массированно подписал @opera_ru на 150-200 человек, не больше. 

Опять же, на первых порах попросил написать про @opera_ru знакомых твиттерян. Но просил об этом персонально, и люди знали кто их просит и зачем это надо. Рассылать массово Direct Message с такой просьбой – плохой тон. 

Очень эффективно, причём с самого начала, работают Ретвитты (RT). Понятное дело – тематические: в моем случае о браузерах или об Opera. Источники ретвиттов можно почерпнуть среди упоминаний компании/продукта. RT должны быть а) любопытными (например, полезная фича программы) б) неожиданными (какой-то нестандартный вывод) в) смешными. Унылые упоминания никто не подхватывает. RT привлекает благодарных читателей из тех, кто еще не зафолловил @opera_ru. Ну и вообще, повышает лояльность. Но, опять же, злоупотреблять этим не стоит. У меня RT читателей – это 5% всех сообщений. И ещё около 20% - ответы на вопросы или помощь в решении каких-то конкретных проблем.

Собственно, цитирования начинают работать и в ответ: люди транслируют информацию из микроблога теми же ретвиттами. Поэтому лучше стараться делать сообщения не длиннее 120 символов, оставляя 20 на служебную информацию. 

Упоминания о компании можно искать на search.twitter.com, установив для этого геотаргетинг. Например, искать упоминания компании/продукта в разных падежах и языках в радиусе 1000 км от Киева – это даст возможность мониторить почти всю Украину.

Есть два условных типа корпоративных аккаунтов: первые – не вступают в диалог с фолловерами, вторые – не брезгуют этим. Плюс первого варианта – простое управление (по сути можно настроить импорт RSS с корпоративного новостного раздела). Но в таком виде микроблог выглядит слегка бездушным и роботизированным. Второй вариант – активный диалог с пользователем – вести труднее, но есть ощущение компании с человеческим лицом, а не просто робота.

Что составляет основу контента? 
Новости компании, ссылки на интересные посты сотрудников в блогах, интервью и упоминания в прессе, просто статьи по околорыночной теме, а также, и это важно, так называемые «советы дня» или подсказки. Под последним подразумеваются какие-то уникальные, не лежащие на поверхности фичи, и это даёт самый лучший отклик. Например, совет «При включенной технологии Opera Turbo можно попасть на сайт, который заблокировали офисные админы» дала 10-15 RT и привлекла немало новых читателей. Такие хиты – редкость, но и более простые советы пользуются успехом. В конце-концов, в отличие от прочего контента это – эксклюзив, а эксклюзив пользуется спросом всегда.

Что еще можно делать с Twitter?
В иностранном Twitter большим успехом пользуются так называемые Twitt-Ups – встречи, которые рекламируются методом сарафанного радио среди твиттерян. Например, мои американские коллеги любят устраивать твитапы, когда к ним приезжает какой-нибудь большой босс из Норвегии. Набирается человек 20-30 в каждом городе, и это неплохой результат. У нас это пока не работает – слишком мало у Twitter русскоязычных пользователей.

В июне я попробовал провести конкурс для читателей @opera_ru. Основных задач было две: а) напомнить основные факты об Opera и её продуктах б) привлечь новых фолловеров. С правилами можно ознакомиться здесь. В итоге: +10% новых фолловеров, более 100 ретвиттов каждый день в течение 5 дней (со всего СНГ), масса предложений делать такие конкурсы почаще. То есть, в целом позитив. Очень важно при этом, что конкурс в Twitter при такой механики нельзя заподозрить в предвзятости.

Чем пользоваться для ведения Твиттера?
Я перепробовал много программ и остановился на веб-сервисе HootSuite.com. У него есть несколько положительных качеств и одно отрицательное. Среди положительных – возможность настройки колонок (в одной общая лента, в другой RT и обращения на @opera_ru, в третьей – упоминания оперы), встроенный сократитель ссылок (полезен для экономии знаков в микропосте), отложенный постинг и, самое важное, просмотр статистики кликов по ссылкам.

Последнее даёт очень важную возможность оценивать, какой контент пользуется спросом, а какой – нет. В качестве минуса: ограниченное количество слов для мониторинга – до трёх штук. У меня отображаются сообщения всего Твиттера, в которых упомянута «опера», «оперу» и «опере». Хотелось бы добавить ещё «оперы» и «оперой», «браузер», «браузеры», «браузерами» и т.д. Мониторить упоминание «Opera» нет смысла – будет показываться куча англоязычных твиттов, которым до @opera_ru особого дела нет. Поэтому для англоязычного мониторинга пользуюсь все тем же геотаргетингом в search.twitter.com.

Практически все клиенты и приложения для Twitter поддерживают доступ к корп.аккаунту для двух и более администраторов. Это дает возможность разграничить сферы ответственности по темам (например, я не дока в техническом плане, поэтому на вопросы о том «почему это не работает» как правило отвечает мой более компетентный коллега с того же @opera_ru).

Вот, пожалуй, самое важное, что я пока для себя почерпнул. Всё остальное (дизайн твита, аватар, информация о компании), как по мне, не так принципиально. Добавлю только ещё один момент: в русскоязычном сегменте Твиттера основная активность идёт с 9:00 до 18-19:00, и все важные сообщения стоит публиковать в этот промежуток времени. Впрочем, это справедливо и для «полноценных» блогов. Кстати, нет ничего страшного, если важную ссылку повторить на следующий день, с другим пояснительным текстом.

За время работы с Твиттером прочитал море статей и блогов о том как правильно вести, что делать, что не делать. По сути они все одинаковые, опираются на здравый смысл и не более того. Специалистов по продвижению в Twitter тоже пока немного. Пока это менее изученная среда, чем Facebook или Вконтакте. Я считаю, что читать материалы надо очень избирательно, не тратить на них много времени, дабы не ограничивать себя заранее в действиях и помыслах. Так что не относитесь слишком серьёзно к этому моему посту :)