Корпоративное ПО в Бразилии. 1. Totvs − 30 лет на рынке

1 февраль, 2017 - 17:05Александр Черников

За последние два десятилетия в Украине побывали едва ли не все ведущие разработчики корпоративного ПО из Северной Америки, и некоторые − из Западной Европы. А что бы вы сказали об интегрированных платформах и системах из Южной Америки? Знакомимся с одним из лидеров этого континента и положением в здешних IT.

Корпоративное ПО в Бразилии

Общая характеристика Totvs

Бразильская софтверная компания Totvs − самый крупный разработчик интегрированных систем управления бизнесом в Латинской Америке. В самой Бразилии компания более 20 лет является главным поставщиком корпоративных бизнес-решений для предприятий всех масштабов и абсолютным лидером в секторе SMB, обеспечивая не только бэк-офис, но и внешние операции, совместную работу и управление производством. Totvs также имеет собственное консалтинговое подразделение. Численность ее персонала в лучшие годы достигала 12 тыс. человек.

Totvs находится на 24 месте в списке 50 «самых ценных брендов Бразилии». По всему миру в 39 странах расположены ее 5 филиалов, 52 франчайзи и 9 центров разработки, − в том числе в США, Мексике, Китае и др. странах.

Справедливости ради нужно отметить, что среди этих 50 брендов Totvs − единственная IT-компания, если не считать пары телекомов. Зато в первой десятке − пять производителей и реселлеров пива. Климат и сиеста дают себя знать.

Тем не менее, продукты Totvs работают в большинстве малых и средних фирм Бразилии. Это − единственная латиноамериканская компания с собственной технологической платформой для разработки собственного проприетарного корпоративного ПО. Она также является первой латиноамериканской IT-компанией, которая вышла на IPO на New Sao Paulo Stock Market (2006).

Краткая история Totvs 

Корпоративное ПО в Бразилии

В 1983 Лаэрцио Косентино (Laercio Cosentino, на фото), вместе с Эрнесто Аберкорном (Ernesto Haberkorn) основали компанию Microsiga Software, а спустя несколько лет, по готовности базовой платформы, Microsiga уже начала осуществлять свой план экспансии через фирмы-франчайзи.

1997-99 — Начало операционной деятельности в Аргентине. Microsiga становится главным спонсором некоммерческой организации The Social Opportunity Institute Foundation (IOS). Ее цель фактически заключалась в профессиональной подготовке и предоставлении занятости молодым людям. Компания закончила семилетнюю разработку собственного языка программирования ADVPL (Advanced Protheus Language).

2001-03 — Сеть партнеров Microsiga стала первой сетью франчайзи в Бразилии, которая получила свидетельство ISO 9002. Microsiga приобрела мексиканского разработчика Sipros и начала операционные действия в Мексике.

2005 — Название компании было изменено на Totvs (произносится как «тотус»), что на латыни обозначает «all, everything, totality», т.е., «вообще все». К этому же времени относится поглощение бразильского конкурента Logocenter.

2006 — успешный выход на IPO на фондовом рынке Сан-Пауло. С того времени и по сей день Totvs входит в список «лучшая компания в категории корпоративного управления».

2007-08 − Приобретен ряд компаний с ассортиментом продукции для малых и средних компаний. Создано совместное предприятие TQTVD, которое начало работать в сегменте цифрового телевидения, и структура Totvs Consulting, консультирующая клиентов в проектах по эффективности бизнеса, операциям, управлении HR и IT. Этот консалтинг начал работу сразу в десяти различных отраслях.

2008-09 − Приобретена Datasul, главный национальный конкурент Totvs, что значительно расширило портфель последней, особенно в вертикальных отраслях. Франчайзинговые сети Totvs и Datasul объединены, образовав «The Full Totsv Franchises».

2010-12 − Золотые годы Totvs. Приобретена компания SRC для развития франчайзинга Datasul в области горизонтальных отраслевых решений, а также фонды разработки ПО GENS (здравоохранение) и TotalBanco Consultoria e Sistemas (финансовый сектор). Создана Totvs Private − структура, сосредоточенной на крупномасштабных клиентах. В Силиконовой Долине начала работать Totvs Labs. Ее задачи − изучение тенденций в области IT и установление партнерства с местными компаниями и стартапами.

Тут уместно сделать отступление и обратится к мировой бизнес-прессе, которая очень уважительно относилась к Totvs в этот период

Золотые годы Totvs

Авторитетный ресурс The Economist в конце 2013 г. разместил статью о Totvs под названием «Totvs — Local hero», которую начал следующими словами.

«В конце 1970-х Билл Гейтс предсказал появление компьютера на каждом столе и в каждом доме. Лаэрцио Косентино, инженер, работавший в компании SIGA, бразильском разработчике ПО для мейнфреймов, пришел к заключению, что у каждой мелкой фирмы в его стране, даже крохотных вездесущих пекарен на углу улицы, должен быть такой же».

В 1983 г. Косентино, которому тогда было всего 22 года, убедил своего босса запустить отдельный бизнес, который сконцентрировался бы на обслуживании малых и средних предприятий (Small and Medium-sized Enterprises, SME).

(Тут напрашивается прямая аналогия − Косентино из компании SIGA основал компанию Microsiga. Ну почти как локальный бразильский Microsoft... − А.Ч.).

Однако в результате компания Totvs уже почти тридцать лет доминирует в Бразилии на рынке корпоративного ПО, имеющего объем $1,9 млрд. (2012). В то время инвесторы стояли в очередь у ее дверей. По оценке Gartner, Totvs поставляет примерно половину всего ПО и сервисов для бизнеса в Бразилии, непосредственно или через своих франчайзи.

Ее доля превышает 60% в сегменте SME. Это делает Totvs шестой крупнейшей фирмой в области разработки и поставки ПО для бизнеса в мире. Правда, за пределами Бразилии это почти не имеет значения. Национальный рынок обеспечивает Totvs 98% ее годового дохода ($700 млн.).

Некоторые могли бы расценить как безумие уверенность в экономике Бразилии, где рост замедлился до 0,9% в 2012 г., и может составить далее всего около 2%. Но Косентино рассматривает застойную экономику как возможность. «Дни роста экономики, обеспечиваемого дешевой рабочей силой закончены», − говорит он. − «Затраты на оплату труда повышаются из-за низкого уровня безработицы. Поэтому фирмы должны вкладывать капитал в IT, чтобы повышать производительность своих сотрудников».

Это особенно верно для сегмента SME, который обслуживает Totvs. Сегодня до 15% компаний сегмента SME Бразилии используют то или иное корпоративное ПО, и многие думают о том, чтобы присоединиться к этому сообществу.

Однако многие из них так и не решаются на это из-за перебоев или низкой скорости доступа к интернету, − если они не находятся в самых больших городах страны. Это означает, что, в частности, облачное ПО SaaS, − направление, в которое Totvs много инвестирует, − будет внедрятся довольно медленно.

В свои первые годы Totvs извлекала основную выгоду за счет высоких тарифов на импорт в Бразилии, что было существенным барьером для проникновения на IT рынок иностранных IT компаний. Но даже тогда, когда тарифы были снижены, конкурентам было довольно трудно, − как говорят бразильцы, − «тропикализировать» свои предложения, тогда как сеть франчайзи Totvs активно помогала ее продуктам распространиться в быстро растущие провинциальные города огромной страны.

Хорошо отлаженное управление привлекало к компании инвесторов, − как и готовность Косентино, редкая среди технических основателей-генеральных директоров, окружить себя профессиональными менеджерами.

Это облегчило ему привлечение денег для инвестиций и приобретений (53 до настоящего времени). Доходы Totvs выросли вчетверо со времени IPO, как и стоимость ее акций. Даже в 2012 г., на фоне общего спада, продажи компании выросли на 10%. У нее достаточно денег и для новых покупок. Вместе с тем интеграция ПО Totvs с ПО, купленном вместе с компанией Datasul заняла несколько лет и обошлась очень недешево.

Косентино присоединяется к хору бразильских боссов, оплакивающих нехватку квалифицированных сотрудников. «Если раньше требовалось 90 дней, чтобы обучить новичка», − говорит он, − «то теперь может потребоваться до шести месяцев».

Скудный рынок труда означает, что он должен платить больше за меньшее. Чтобы противостоять проблеме, Totvs вливает $90 млн. в год (12% дохода) в R&D, − больше, чем Embraer, бразильский производитель самолетов, которые признаны во всем мире.

Однако иностранные конкуренты Totvs не сдаются и пытаются приспособиться к бразильскому бизнес-климату, Особенно заметна в этом SAP, которая всеми способами старается переманить SME клиентов Totvs.

Кроме того, многие иностранные компании, выходящие на рынок Бразилии и открывающие здесь свои филиалы, имеют тенденцию брать с собой свои наследуемые IT, которыми часто является SAP. Изменение поставщика, как правило, вызывает дорогостоящий беспорядок. Forrester оценивает, что только 7% компаний-пользователей идут на такой риск.

Транснациональные корпорации, входящие в Бразилию, также обычно ориентируются на системы SAP или Oracle. С другой стороны, опрос Oxford Economics показал, что 73% бразильских фирм среднего размера ожидают иметь зарубежные операции через три года, и 53% − сегодня. Очень возможно, что они при этом предпочтут оставаться с корпоративными системами Totvs.

Gartner о Totvs − «Local Matador»

Это исследование Gartner со сложным названием «Magic Quadrant for Single-Instance ERP for Product-Centric Midmarket Companies» (июнь 2012) не содержит традиционной двумерной оценки положения компании Totvs в указанном сегменте рынка, но Gartner заметила ее и отметила в тексте отчета, пояснив, что ее продукты «не имеют достаточного глобального присутствия», чтобы попасть в квадрант.

В этом сегменте вообще в 2012 г. работало всего несколько хорошо известных в мире компаний. Он по смыслу может быть переведен следующим образом − «Сегмент единичных ERP-систем для компаний среднего размера, выпускающих продукты широкого потребления».

Корпоративное ПО в Бразилии

С момента проведения исследований, на основе которых построен этот квадрант, прошло уже пять лет. В области IT это − достаточно большой срок, и сегодня все сильно изменилось. Ведущие разработчики ориентируются на облако, а компаний второго эшелона уже нет или о них почти ничего не слышно.

Gartner также сочла необходимым отметить, что на некоторых местных рынках, и, в частности, в Бразилии, глобальным ERP системам пока приходится конкурировать с сильными местными региональными продуктами этого класса.

Компания Totvs более двух десятилетий являлась крупнейшим продавцом ERP в своей родной стране, Бразилии. Ее валовой доход составлял около $600 млн. в 2010 и более $2 млрд. в 2014 г., доля рынка достигала почти 50% (в том числе почти 70% компаний сектора SMB), а годовой рост был более 35%.

Решающее преимущество ERP и других систем Totvs заключалось в том, что они точно соответствовали узкоспециализированным юридическому и регулятивному законодательствам и требованиям бразильского рынка. Они хорошо продвигалась в другие южноамериканские страны, и почти всегда при выборе автоматически включались в шорт-лист клиента.

Totvs предлагала множество решений едва ли не для всех отраслей промышленности, скупив в Южной Америке практически всех меньших конкурентов. Накопленные решения в итоге были сгруппированы в так называемые «Серии», или «Ряды» − Series 1 для SMB, Series 3 для нижнего мидмаркета и Series T для верхнего мидмаркета и еще более крупных предприятий.

Корпоративное ПО в Бразилии

Основным, флагманским решением Totvs является пакет Protheus (который, собственно, и представляет Ряд T). Он предназначен для средних и крупных компаний и разрабатывался Microsiga Software еще с 1983 г. Первый «боевой» релиз Protheus появился только в 1991 г. и последовательно развивался вплоть до настоящего времени. Ну что сказать... ERP как ERP...

Protheus был внедрен множество раз и в самых разных отраслях − сельском хозяйстве, строительстве, управлении проектами, дистрибуции и логистике, производстве и розничной торговле, образовании и здравоохранении, финансовых и правительственных структурах и др.

Франчайзи в регионах предлагают сопровождение и дополнительные услуги в рамках используемой системы. Однако главный контракт всегда заключается непосредственно между Totvs и клиентом.

Продолжение следует

На этом можно было бы и закончить полный оптимизма рассказ о Totvs... если бы это было где-то в 2010-12 г. Последующие годы стали довольно трудным испытанием для компании. Ей необходимо было переходить на новые рельсы − облачные модели и SaaS. Это было тем более трудно сделать, что целое поколение разработчиков и пользователей выросло на традиционных системах, которые разрабатывала и поставляла Totvs.

Подобный период пережила SAP, разрабатывая платформу HANA, и многие другие ранее успешные компании из мира корпоративных IT. Как это происходило у Totvs, читайте в следующем материале.