Конвергенция гаджетов: шаг вперед – два шага назад…

19 ноябрь, 2007 - 11:16Игорь Шаститко

Сегодня рынок заполнен мобильными устройствами-«комбайнами», однако на поверку среди них не так-то просто выбрать то самое идеальное, которое устраивало бы абсолютно всем. В одном – удобная клавиатура, но плохо реализованы телефонные функции, в другом – наоборот, в третьем – все хорошо, вот только экран не сенсорный и т. д. Судя по всему, конвергенция гаджетов оправдана и неизбежна, но может быть, она просто однажды пошла не тем путем и теперь с него сложно свернуть?

Что бы ни говорили потомки, но Ульянов (Ленин) был весьма образованным и умным человеком. Хоть его труды и заставляли учить в институтах советской поры, что называется, из-под палки, они все еще ждут своего критического переосмысления в разрезе отделения революционной практики от действительно глубокой диалектики. И уж кто-кто, а Владимир Ильич умел доказать своим оппонентам – на высоком уровне – всю ошибочность и пагубность их планов и взглядов. Я, конечно, не претендую на его лавры, поэтому просто воспользуюсь известной цитатой.

Итак, по моему мнению, конвергенция гаджетов – это именно «шаг вперед и два шага назад».

Вперед – тут все просто. На определенном технологическом уровне появление некоего «швейцарского ножа» из разных устройств предопределено и действительно знаково – еще десять лет назад мобильные телефоны, способные проигрывать МР3 и видео, и тем более оснащенные цифровыми камерами на 2–3 мегапиксела, казались фантастикой. Возможность получать в любом месте не только голос, но и поток данных в 144 Кб/с была просто нереальной, ведь модемы, такие громоздкие и противно щелкающие, еще только с трудом добрались до общедоступных 33 600 б/с и плавно «уперлись» в качество оборудования АТС.

Сегодня этот шаг сделан. И он дал в руки обывателю небывалые технологии задешево. Но то, что задешево – обычно далеко не лучшего качества. Как показывает мой личный 20-летний опыт в IT-индустрии, цена на соизмеримые IT-изделия снижается примерно на 40–50% в десятилетие. Скажем, хороший компьютер с нужными мне характеристиками 15 лет назад стоил $4000, 10 лет назад – около $2500, сейчас – около $1500. Однако приобретя недорогое конвергентное устройст-во, я, как правило, не получаю нужного мне качества или функциональности отдельных компонентов. В данном вопросе индустрия сама себя загнала в угол – в запале конкуренции производители вынуждены подгонять свои решения под заранее установленный ценовой барьер. Результат уже очевиден – некачественные «комбайны» задешево... И это действительно два шага назад, ведь исчезло понимание бизнесом конвергенции как одной из инвестиционно привлекательных рыночных ниш.

Вероятно, кто-то захочет поспорить на тему телефон-плеер (но только не о встроенных камерах!). Могу согласиться, что в целом это вопрос стиля жизни и личных предпочтений. Но даже в таком случае очевидны преимущества специализированных решений (среднего и высшего класса, вроде Zune, iPod, Zen, iRiver): это и существенно более высокие показатели качества воспроизведения, и лучшая эргономика, и расширенная функциональность, и т. д. Но особо я бы выделил энергозависимость – вряд ли серьезный человек захочет оказаться без мобильной связи после прослушивания музыки или просмотра фильма. И в любом случае специализированные устройства позволят наслаждаться фильмом или музыкой в хорошем качестве гораздо дольше конвергентных.

Собственно, можно привести массу примеров и из других областей: неудачные автомобили-вездеходы-лодки, самолеты с вертикальным взлетом, тот же американский вертосамолет (или наоборот) «Оспрей» и прочее, прочее, прочее. А как же швейцарский нож, спросите вы? Верно, в самую точку! Идеальное конвергентное устройство. Как и известные всем МФУ.

И именно они позволяют понять, на чем должна основываться успешная конвергенция – на объединении устройств (или их функций) сходного назначения, либо работающих с одним и тем же объектом. И совершенно не ясно, каким образом и почему разработчики упустили этот момент еще на стадии проектирования различных мобильных «комбайнов». Фактически у всех гаджетов – будь то телефон, фотокамера, медиаплеер, КПК, навигатор – есть нечто общее: все они работают с информацией и чаще всего нуждаются в обмене ею друг с другом. Но ведь для решения этой задачи их вовсе не обязательно было загонять в единый корпус и после восхищаться очередной технологической победой над здравым смыслом – «все такое компактное, что на качество можно не обращать внимания».

На мой взгляд, будущее конвергентных мобильных устройств – в понимании того, что объединять нужно именно информацию. Сейчас появляются зачатки такого подхода в виде пресловутого Web 2.0 с его разнообразными сервисами, потребителями которых могут быть самые различные устройства. Аналогичную концепцию можно реализовать и на индивидуальном пользовательском уровне. Прежде всего должен быть некий центральный компонент, способный взаимодействовать с внешними устройствами и обеспечивать им (а в принципе, и потреблять) определенные сервисы. Представить его можно как небольшую коробку размером с пачку сигарет, в которой скрыты дисковая память большого объема, достаточно мощный процессор и современные средства коммуникаций (скорее всего, WUSB, но, возможно, и Wi Max/3G или что-то подобное, что появится в недалеком будущем). Очевидно, понадобятся также разъемы USB, считыватель флэш-карт, цифровая клавиатура с одно/двухстрочным LCD-дисплеем. Условно говоря, этакий Personal Digital Center (PDC).

Как видите, привычный экран не предусмотрен (он подключается по WUSB как внешнее устройство), а цифровая клавиатура и дисплей нужны лишь для ввода кода соединения. Таким образом обеспечивается широчайший выбор «на любителя»: для чтения книжек – маленький 3-дюймовый (640×480) экран-«зеркальце», умещающийся в кармане, для работы в дороге – 7-дюймовый (1024×768) и т. д. При этом можно обеспечить любой стиль взаимодействия – традиционный «настольный» либо как с КПК, и, соответственно, решать любые задачи. Разумеется, должны быть доступны и другие совместимые аксессуары – клавиатуры, принтеры и пр. В конце концов, положите PDC на «загадочный» Microsoft Surface – и работайте в стиле «Особого мнения».

Еще интереснее все будет обстоять с мобильными телефонами и другими электронными гаджетами. Без PDC они остаются самими собой, а при подключении – способны использовать общие контакты для звонков (сохраненные с разных устройств в единую локальную базу), подсоединяться к корпоративной системе, применять дисковую память для хранения записей (в том числе, например, фиксировать текущий разговор), вызывать дополнительные приложения (скажем, более мощный почтовый клиент или браузер) в терминальном режиме и т.п. А если PDC подключен к сетям общего пользования, то мобильный телефон превратится в VoIP, и наоборот, при необходимости PDC сможет использовать его в качестве модема.

Далее. Каждый, кто фотографировал цифровой камерой «всерьез», знает, что даже самая емкая карта рано или поздно заполнится, и в критический момент на нужный кадр просто не хватит места. Теперь же снимки можно будет сохранять на PDC, а в меню фотоаппарата при этом появятся дополнительные функции для редактирования, пересылки по e-mail, печати. В последнем случае, кстати, камера не потребует никаких настроек – принтер давно подключен к PDC, так что понадобится разве что выбрать нужный профиль из меню.

Медиаплеер – в самом простом варианте это тот же внешний экран с аппаратными кодеками для разгрузки процессоров PDC и обеспечения достойного качества воспроизведения, а также соответствующими дополнительными элементами управления. Игровая консоль – внешний (или подключаемый в разъем) 3D-ускоритель, процессор физики и джойстик с экраном посередине (а-ля облегченная PSP) с независимым питанием. Если пофантазировать еще смелее, то в качестве «дорожного» 3D-джойстика можно было бы использовать фотокамеру или телефон со встроенными гироскопами (которые в штатном режиме, к примеру, обеспечивают систему оптической стабилизации).

Подобных решений и сценариев найдется масса. Важно то, что создав концепцию PDC, поддержанную авторитетным консорциумом производителей, мы получили бы действительно универсальное конвергентное устройство, способное работать с самой разнообразной информацией, а также задействовать и комбинировать самые невероятные дополнительные функции, предоставляемые специализированными гаджетами. При этом любой сторонний производитель, по идее, будет заинтересован в выпуске совместимой продукции (или попросту расширений PDC), в результате чего, скажем, благополучно сойдет на нет бесперспективная конкуренция между камерафонами и дешевыми мыльницами. Ведь пользователь будет уверен, что камера и телефон смогут без проблем обмениваться данными, и, соответственно, избавлен от вынужденных компромиссов (камерафонов).

И обратите внимание, что наличие посредника в виде PDC в данном подходе совершенно необходимо. Обеспечить в каждом устройстве возможность гарантированного взаимодействия со всеми прочими практически нереально, тем более, что это потребует кардинального усложнения каждого из них (тогда как мы добивались обратного), использования мощной аппаратной базы, и, как следствие, приведет к удорожанию, снижению надежности, затруднениям с эксплуатацией и поддержкой со стороны производителей. Таким образом, именно PDC и его базовое ПО должны взять на себя все задачи по преобразованию возможностей и информации внешних устройств в легкодоступные сервисы.