Контент-проекты: второе рождение

8 август, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Две американские корпорации, которые заняли первое и второе места рейтинга Fortune по капитализации, 15 июля 1996 года договорились о создании объединенной медиакомпании. General Electric подключилась к совместному предприятию, имея неплохие активы в виде медиаколосса NBC (National Broad-casting Corporation), Microsoft же только планировала стать одним из лидеров провайдерского бизнеса, наделяя все большей самостоятельностью проект MSN (Microsoft Network). Совместное предприятие стало называться MSNBC, a его доступ к телевизионным кабельным сетям, радиотрансляции и Всемирной Паутине дал возможность Биллу Гейтсу воплотить в жизнь идеи цифровой конвергенции.

В то время как телевизионный канал MSNBC довольно быстро занял третье место среди кабельных информационных проектов (уступая только Fox News и CNN), успех онлайн детища MSNBC.com не был столь очевиден. Последний черпал информацию как из эксклюзивных источников (телеканалы NBC, CNBC и MSNBC, журнал Newsweek), так и с партнерских сайтов (газета Washington Post), после чего "перепродавал" ее родительскому порталу MSN, который, помимо MSNBC, содержал еще несколько информационных проектов различных направлений.

В штате MSNBC.com, являющегося самостоятельным подразделением, на сегодняшний день насчитывается 160 сотрудников, а за прошедший год сайт заработал 45 млн. долл. Прибыль за последний квартал составила 1 млн. долл., за год -- не обнародована. Ни Microsoft, ни General Electric не публикуют финансовых отчетов MSNBC.com, и исходные цифры приходится брать только из "дозированных" пресс релизов. Можно предположить, что, по итогам года, MSNBC.com либо вышел "на ноль", либо был все таки убыточным, так как руководство компании вряд ли отказалось бы от приятной возможности объявить о годовой (вместо квартальной) прибыли.

Однако даже кратковременный успех проекта важен для индустрии Internet контента в целом. Несмотря на то что MSNBC.com способен похвастаться весьма внушительной офлайн поддержкой в лице одной из самых больших медиакорпораций планеты и крупнейшего производителя ПО, деньги для него его издатели получали за счет Internet рекламы. Экспериментируя с различными моделями, MSNBC.com умудрился привлечь более 70 рекламодателей с годовым бюджетом в 100 тыс. долл., которые были потрачены на сайте.

Хотя некоторые аналитики утверждают, что цифры в данном случае не столь важны. Для тех, кто создавал MSNBC.com, гораздо более ценным является понимание того, что контент сайт может быть прибыльным за счет рекламы. А в последнее время сектор Internet рекламы привлекает все большее внимание. По данным Interactive Advertising Bureau, в первом квартале 2004 года доходы в этом сегменте составили 2,3 млрд. долл. Это превышает результаты за четвертый квартал 2003 года, когда объемы рынка достигли 2,2 млрд. долл. И это при том, что традиционно на четвертый квартал приходятся наибольшие объемы бюджетов, так как к концу года многие расходуют сэкономленные ранее ресурсы. Так, в первом квартале 2003 года рекламодатели потратили всего 1,6 млрд. долл.

Подобные тенденции роста привели к тому, что контент проекты, столь популярные на начальном этапе развития Internet и ушедшие в никуда после дотком бума, сегодня возвращаются. Чаще всего узкоспециализированные и чрезвычайно малозатратные контент сайты пытаются соединить рекламодателя и посетителей сайта. Скажем, Web проект Engadget поддерживается единственным автором -- Питером Роясом (Peter Rojas), который рассчитывает получить таким образом достаточно рекламных доходов для покрытия затрат на сервер с хостингом плюс собственная заработная плата. Детище Рояса является частью мини империи Ника Дентона (Nick Denton), журналиста, выступающего спонсором при запуске новых контент проектов, реклама в которых затем продается через единого агента WeblogsInc.

Выход на прибыль крупного проекта MSNBC.com, ранее объявленные прибыли Internet порталов New York Times, Washington Post и Wall Street Journal, а также рост объемов рынка Internet рекламы вновь возвращают нас в эпоху, когда в Сети ценилась прежде всего полезная и интересная информация.