Компьютер в автомобиле: основные тенденции с точки зрения Microsoft

20 май, 2003 - 23:00Алексей Гвозденко
Широко известно: одна из основных задач, стоящих перед специалистами в области IT, заключается в том, чтобы сделать информационные технологии доступными в любом месте и в любое время. Автомобили, в которых многие люди проводят значительную часть своей жизни, просто не могли в этом смысле остаться без внимания.
Вряд ли кого-то удивит тот факт, что одной из фирм, достигших наибольших результатов в области автомобильных информационных и коммуникационных систем, является Microsoft. В своем недавнем интервью ее вице-президент по технологическим разработкам Дик Брасс (Dick Brass) рассказал о тенденциях и перспективах данного направления, которое в автоиндустрии называют телематикой (telematics).

Компьютер в автомобиле основные тенденции с точки зрения Microsoft По мнению Брасса, телематическая система должна обеспечивать три главные функции: коммуникационную, навигационную и развлекательную, хотя более сложные решения могут предоставлять дополнительно возможность работы с бизнес-приложениями, например Outlook. В качестве иллюстрации он использовал комплекс iDrive, реализованный в автомобилях BMW 7-й серии. В частности, с помощью навигационного оборудования на базе GPS он способен выбирать оптимальный маршрут и одновременно служит для управления различными бортовыми подсистемами (такими, как климат-контроль, средства мобильной связи, развлекательные устройства и т. д.).

Как считает Брасс, сейчас конструкторам необходимо работать в трех основных направлениях.

Первое -- достижение полной совместимости с другими устройствами -- сотовыми телефонами, персональными электронными секретарями, ноутбуками. Телематическая система должна автоматически распознавать их и устанавливать с ними беспроводные соединения (например, с помощью технологии Bluetooth), выполняя соответствующие каждому конкретному устройству подготовительные процедуры. Так, в случае мобильного аппарата это будет, скажем, автоматическая активация функции hands-free, в случае PDA -- синхронизация адресной книги, а в случае ноутбука с установленным на нем навигационным приложением -- подключение к приемнику GPS (причем информация о текущей ситуации на дорогах может загружаться через сети GPRS или CDMA).

Второе направление -- обеспечение безопасности. Здесь специалистам приходится устранять некое противоречие: с одной стороны, телематические функции призваны помочь водителю, но с другой -- не должны его отвлекать, и вполне очевидно, что большое внимание тут отводится широкому внедрению голосовых интерфейсов. Кроме того, по словам Брасса, стандартными в скором времени станут средства вызова экстренной помощи, активируемые нажатием одной кнопки: после него координаты автомобиля определяются с помощью GPS и соответствующее сообщение поступает на диспетчерский пункт (нечто подобное уже предлагает служба OnStar компании General Motors).

Наконец, третье направление -- снижение стоимости. Часть из описанных выше возможностей пока доступна главным образом в моделях представительского класса, но, как отмечают в Microsoft, существенные положительные подвижки уже имеются, и автомобили с обширным набором телематических функций сейчас предлагаются многими ведущими производителями. Помимо этого, способствовать дальнейшему уменьшению затрат на аппаратную часть и одновременно стимулировать создание новых приложений и служб должна представленная в конце апреля операционная платформа Windows Automotive 4.2, основанная на последней версии встраиваемой ОС Microsoft Windows CE .NET 4.2. В числе ее особенностей -- поддержка Bluetooth 1.1, технологий IEEE 802.11 и 802.1x, а также широкие мультимедийные возможности и полноценные средства доступа к Web, реализованные в броузере Internet Explorer 6.0 for Windows CE.

При этом, как подчеркивает Брасс, не стоит забывать и еще об одном обстоятельстве: телематические системы способны, во-первых, снизить стоимость обслуживания автомобилей за счет ранней диагностики неисправностей, во-вторых, помочь конструкторам создавать более эффективные и надежные модели, эксплуатация которых, опять же, будет обходиться дешевле.

"В "Формуле-1" персонал в боксах благодаря телеметрии может следить за состоянием и даже настраивать болид во время гонки, и нечто подобное скоро станет доступно широким массам автолюбителей, -- заявил он. -- Потенциал для уменьшения затрат на обслуживание просто огромен, и, скорее всего, сэкономленные таким образом средства с лихвой покроют стоимость телематического оборудования".