Несмотря на все прогнозы экспертов, пророчивших скорую смерть традиционным КПК без GSM-модулей, и недавний уход с этого рынка таких игроков, как Dell и Fujitsu Siemens Computers, их продолжают активно продавать. Причем общая доля предложений КПК по сравнению с коммуникаторами с начала года снизилась незначительно – в основном за счет все тех же устройств FSC и Dell, запасы которых в магазинах постепенно подходят к концу. В то же время такие бренды, как ASUS и HP, продолжают выпуск карманных компьютеров (ориентированных на GPS-навигацию). Можно сделать вывод, что КПК как класс не исчезнут еще довольно долго, во всяком случае до тех пор, пока в них заинтересованы крупные игроки.
Что касается коммуникаторов, то по данным GfK Ukraine, пальма первенства по количеству реализованных устройств в рознице перешла от компании HTC к ASUS. Примечательно, что последняя сумела отвоевать значительную часть рынка с помощью всего двух очень удачных моделей – ASUS P535 и ASUS P525. Причем уже в ближайшем будущем планируется существенное расширение линейки, что дополнительно укрепит положение компании. HTC, в свою очередь, постепенно сдает позиции, несмотря на широкий спектр ее устройств. Длинная цепочка поставки в Украину не дает им конкурировать по цене с более дешевыми и функциональными коммуникаторами от ASUS. При этом большое количество предложений говорит лишь о широком модельном ряде, но никак не об эффективности продаж. Подобная ситуация будет продолжаться до тех пор, пока компания не выпрямит свою цепочку поставок.
Достаточно стабильно себя чувствуют коммуникаторы от Glofiish. Компания имеет всего три устройства, но весьма качественных, что и объясняет стабильный спрос на них. Постепенно отвоевывает доли рынка и Samsung, в последнее время значительно расширившая свой модельный ряд. Ее терминалы примечательны прежде всего весьма конкурентоспособной ценой.
В отношении стоимости коммуникаторов следует отметить усиление позиций устройств среднего (наиболее ходового) ценового диапазона $450–650. Здесь сосредоточены все современные модели, ориентированные на массового потребителя. Предложения в премиум-сегменте (HTC X7500, Nokia E90 и т. д.) постепенно сокращаются ввиду медленного появления новинок. На диаграмме видно постоянное снижение цены как на коммуникаторы, так и на КПК. Причем каких-либо резких скачков не наблюдалось, и рынок находится в состоянии затишья. Интересно, что практически все производители отошли от практики накрутки цены при старте моделей и последующего их стремительного удешевления. Так что рассчитывать на существенное снижение стоимости очередной новинки спустя несколько месяцев после ее выхода не приходится. Примечательно также, что устаревшие модели, как правило, полностью пропадают с рынка, а не переходят в более низкий ценовой диапазон.