Когда данные вредят бизнесу

23 июнь, 2011 - 14:15Александр Попов

Более 50% компаний не удовлетворены качеством своих данных. Это показывают многочисленные отчеты аналитических агентств.



Согласно исследованиям Gartner, из-за плохого качества данных компании теряют в среднем 8 млн. долл. за год.

По результатам опроса проведенного недавно Accenture, 59% менеджеров из компаний списка Fortune 500 не могут найти необходимую для работы информацию; 42% иногда используют неверную информацию для принятия решений, по крайней мере, раз в неделю, и 53% уверены, что их информация недостаточно полная для принятия решений.

И с каждым годом ситуация ухудшается, об этом говорит отчет Aberdeen Group - объемы данных в компаниях растут на 41% в год, а число источников данных в компаниях увеличивается и сейчас в среднем равно 15.

Эти цифры показывают, что основной причиной потерь в бизнесе является качество данных и завышенные ожидания от использования Business Intelligence (BI).

Многие специалисты признают, что в транзакционных системах присутствуют ошибки, особенно в данных о клиентах, продуктовой линейке, брендах и сегментах, но они считают, что исправлять ошибки должен кто-то ИТ-отдела. ИТ-отдел же считает, что это проблемы бизнеса. Получаем классический пример отсутствия коммуникаций, при котором данные редко исправляют, люди сдаются, данные остаются сырыми и их использование в BI становится нормой.

В моей практике был пример, когда у одной компании в данных о клиенте «Пол» вместо символов «М» или «Ж» были все символы алфавита.

Как результат описанного выше, бизнес-пользователи не доверяют данным, прекращают использование BI и принимают решения, основанные на интуиции.

У многих компаний процесс получения ответов на вопросы о доле рынка, прибыльности отдельных сегментов, продуктовой линейке, клиентов и конкурентов проходит в ручном режиме и занимает несколько дней. Он заключается в построении запросов по получению данных, экспорте их в Эксел, очистке и исправлении ошибок вручную, добавлении look-up'ов из других источников и в финале составление сводных таблиц. И через такой процесс надо проходить каждый раз при изменении данных, добавлении какого-либо параметра, каждую неделю-месяц.

Это неэффективный процесс, способный привести к возникновению ошибок из-за ручного труда, зависящий от личных предпочтений аналитика и создающий различные версии правды.

Неудивительно, что такое построение бизнес-процесса не вызывает восторга у сотрудников и их руководителей. Споры из-за разных цифр у каждого департамента – это частое явление в таких компаниях.

Есть ли решение данной проблемы?. Да. И формально оно очень простое.

ИТ должно быть ответственным за физическое хранение данных (хранение, безопасность, формат, доступ), а Бизнес (т.е. маркетинг и продажи) должны отвечать за их стратегическое содержание, проводить аудит и поддерживать высокое качество данных. И, конечно, необходимо использовать специализированное ПО для BI.

В случае такого партнерства между бизнесом и ИТ, разрушается превратное мнение о BI, аналитики и лица принимающие решения не тратят свое время на ручной неэффективный труд, используют специальное ПО и имеют возможность уделить больше времени на финансовый или маркетинговый анализ.