Карьера программиста: как, зачем и почему?

12 октябрь, 2005 - 23:00Анатолий Савин

Относительно новая для Украины профессия – руководитель проектов – пользуется в последние годы значительной популярностью. Однако на фоне всевозможных толков и пересказов будущему специалисту-«проектоводу» часто не просто определиться с тем, где, как и чему следует учиться. Некоторые рекомендации интересующиеся могут получить из данной статьи, учитывая то, что автор сам прошел этот путь.

Интересно, чем занимались программисты до появления компьютеров? На этот, казалось бы, странный вопрос следует банальный ответ: «В докомпьютерную эру подобной профессии не существовало».

Но ведь были же люди с таким своеобразным складом ума и характера? Люди, прекрасно чувствовавшие себя в условиях непрекращающегося потока открытий, изобретений и технических новинок и фактически вынужденные принимать решения в условиях постоянной неопределенности и получающие истинное удовольствие от процесса поиска этих решений. Люди, в которых живет безудержная потребность созидать и способность алгоритмизировать любой, даже самый сложный процесс. Чем же в докомпьютерную эпоху занимались люди, по сей день зачитывающиеся сухими мануалами на языке оригинала так, как будто это интереснейший бестселлер?

Очевидно, что с появлением компьютеров такие сферы человеческой деятельности, как электроника, авиация, космонавтика и многие другие, не досчитались в своих рядах многих потенциальных гениев. Ну что ж, от этого мир не обеднел, а возникла новая профессия, которая стала одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в мире.

К нынешнему времени программная индустрия уже завершила основные этапы становления и взросления, а профессия прошла путь от неизвестности до повсеместной узнаваемости и даже престижа. Она успела пережить и взлеты, и падения вместе с мировой IT-экономикой и в итоге заняла свое достойное место на рынке труда и в глобальной экономике.

«Ты что? Застрял?»

Итак, человек сделал свой выбор и стал программистом. Но что дальше? С детства общество приучает нас проходить определенные этапы, достигая одну веху за другой: детский сад – школа – техникум – университет, а в них – группы, классы, курсы, аттестаты, дипломы... Параллельно со всем этим – музыкальная школа, курсы английского, спортивные секции, олимпиады, соревнования... Мы идем по этим вехам как по ступеням, пока вдруг не оказываемся во «взрослом мире», где, как ни странно, можно застрять на одном уровне на всю жизнь, а можно и двигаться вниз.

Справедливости ради нужно заметить, что можно выбрать такие сферы человеческой деятельности, которые также ставят перед нами все новые цели и открывают все новые этапы развития. К примеру, научная деятельность не позволяет прервать начатое когда-то движение. Все продолжается – аспирант, кандидат наук, доктор... И в общем понятно, к чему нужно стремиться и что для этого нужно делать.

Но как быть человеку, работающему программистом? Какие ступени он должен пройти, и какого уровня может достичь в этой профессии? Есть, конечно, смутный ассоциативный ряд: программист, ведущий программист, IT-менеджер, IT-директор. Но есть ли четкие требования, которым должен удовлетворять IT-специалист, и критерии, которым он должен соответствовать, чтобы достичь следующего этапа своей карьеры? Безусловно, имеется ряд проблем в карьерном росте программиста, но не так давно на рынке стала востребованной новая профессия, очень схожая с программированием. Здесь можно также получать наслаждение от созидания. Нужно уметь структурировать, оптимизировать, декомпозировать и интегрировать. Здесь так же нужно четко стыковать блоки и устанавливать связи между ними, быть способным работать в условиях неопределенности и риска. И вдобавок ко всему она гармонично увязывается с привычной нам с детства необходимостью постановки целей и умения их достигать.

Эта профессия – проектный менеджер. Переход от выполнения обязанностей рядового программиста к деятельности обычного проектного менеджера очень естественен: появились более масштабные IT-проекты, вот и пришлось стать руководителем проектов.

Другой вопрос: что дальше? Очевидна необходимость или желание развиваться именно в направлении управления проектами, и человек даже раздобыл PMBOK (Project Management Body of Knowledge, Свод знаний по управлению проектами). Но готов ли он перейти на новый уровень? И что нужно сделать для этого перехода?

«Как завещал великий...»

Ответ прост: «учиться, учиться и еще раз учиться». Тем более что Украина в сфере обучения управлению проектами едва ли не «впереди планеты всей». Всего несколько стран мира имеют систему высшего образования в области управления проектами, и Украина находится в их числе. К примеру, в системе высшего образования Российской Федерации специальности «Управление проектами» нет, а дисциплина с таким названием входит в специальность «Менеджмент организации». В Украине же Министерством образования официально утверждены квалификации 7.000003 «Специалист проектного менеджмента», 8.000003 «Магистр проектного менеджмента», а также специальность Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Украины 05.13.22 «Управление проектами и развитие производства» для подготовки кандидатов и докторов наук.

Сегодня в Украине создана целая система подготовки и развития проектных менеджеров, которая включает, помимо вузов, различные программы подготовки практиков проектного менеджмента через сеть тренинговых центров, аккредитованных Украинской ассоциацией управления проектами, и программу международной 4-уровневой сертификации IPMA.

Узаконена сама профессия проектного менеджера. Коды профессий 1238 «Руководитель проектов и программ», 2447 «Профессионал в сфере управления проектами и программами», 2447.1 «Научные сотрудники (проекты и программы)» и 2447.2 «Профессионалы по управлению проектами и программами» можно найти в классификаторе профессий Украины.

И все же – куда пойти учиться? Во-первых, нужно определиться, что требуется: быстрые тренинги или фундаментальное академическое образование? Опыт показывает, что эффект и от того, и от другого может быть практически одинаковым, ведь знания не дают – их берут. И если нет возможности долго учиться, то тренинги могут стать лучшим выбором. Но все же в академическом образовании затрагивается больший круг вопросов и аспектов управления проектами, дополнительно изучаются такие дисциплины, как менеджмент, психология, предпринимательство, экономика и др.

Итак, если дипломированный IT-специалист готов посвятить еще 1,5–2 года своей жизни овладению новой профессией, то для него есть приятное известие – практически в каждом крупном городе Украины существуют кафедры управления проектами, а часто и в нескольких вузах. Правда, в большинстве из них имеется только магистратура, и учиться там можно, если уже есть законченное высшее образование. Это связано с тем, что, как правило, знания в области управления проектами нужны для применения именно в своей сфере деятельности. Поэтому и посещают ее, в основном, сформировавшиеся специалисты.

Обучение может проходить как на украинском (в западных регионах Украины), так и на русском языке. Так что если статья попадет в руки граждан СНГ и Балтии – добро пожаловать! На кафедрах работают специалисты, постоянно общающиеся друг с другом на международных семинарах и конференциях, а также на многочисленных мероприятиях, проводимых Украинской ассоциацией управления проектами и ее региональными представительствами. Как правило, преподаватели постоянно участвуют в реальных проектах, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, строительством, вопросами государственного и организационного развития и многих других.

В таблице указаны вузы, имеющие кафедры управления проектами. Поскольку только за последний год открылось несколько новых кафедр, этот список может оказаться неполным, а наиболее актуальная информация представлена на сайте www.education.gov.ua/pls/edu/educ.hei.ukr.

Где учат проектному менеджменту
Вуз Сайт Уровень подготовки
Национальный авиационный университет (Киев) www.nau.edu.ua Специалист
Национальный технический университет «ХПИ» (Харьков) www.kpi.kharkov.ua Специалист, магистр
Национальная Академия государственного управления при Президенте Украины (Киев) и ее региональные институты: www.academy.gov.ua Магистр
Днепропетровский www.dbuapa.dp.ua
Львовский www.lvivacademy.com
Одесский www.oridu.odessa.ua
Харьковский www.academy.gov.ua
Университет экономики и права «Крок» (Киев) www.krok.edu.ua
Черниговский государственный университет экономики -
Восточноукраинский национальный университет (Луганск) www.snu.edu.ua Специалист, магистр, к.т.н.
Национальный аэрокосмический университет «ХАИ» (Харьков) www.khai.edu
Одесский национальный морской университет www.osmu.odessa.ua Магистр, к.т.н.
Черкасский государственный технологический университет www.cheti.uch.net
Донецкий национальный технический университет www.dgtu.donetsk.ua к.т.н.
Запорожская государственная инженерная академия www.zgia.zp.ua
Национальный транспортный университет (Киев) www.ntu.kar.net
Украинский НИИ авиационной технологии (Киев) my.elvisti.com/ukrniat к.т.н., д.т.н.
Национальный университет кораблестроения (Николаев) www.usmtu.edu.ua
Киевский национальный университет строительства и архитектуры www.knuba.edu.ua Магистр, к.т.н., д.т.н.

«Что день грядущий нам готовит?»

Куда пойти учиться – теперь ясно, но нужно ли это? Постараемся ответить и на этот вопрос. Ныне живущие поколения застали периоды индустриализации и информатизации общества. И пока идут споры и пересуды, какой же будет следующая формация, общество, на наш взгляд, переходит к периоду «проектизации».

В течение многих веков деятельность человека осуществлялась в условиях относительной стабильности, при невысоких темпах нововведений, а также понятных и устоявшихся требованиях к профессиям. Но в нынешнем мире изменения происходят постоянно, и нужно уметь не только идентифицировать их, но и понимать, что они несут – возможности или угрозу? Поэтому сегодня нам необходима мгновенная реакция на изменения, и результатом ее должно стать не просто принятие правильного решения, но и действие, ведущее к желаемой цели. Это действие и есть проект, которым нужно уметь управлять.

По прогнозам Gartner Group, общей особенностью, формирующей завтрашний день во всех секторах человеческой деятельности в начале XXI века, будет не только наблюдающееся уже сейчас количество всевозможных изменений, но и постоянно растущий темп преобразований. Поэтому способность компаний успешно управлять своими проектами становится одним из наиболее важных конкурентных преимуществ. Так, показательной является активность Китая в обучении и сертификации своих проектных менеджеров и формировании своеобразной «критической массы» руководителей проектов и программ.

В стране принята государственная программа дополнительного профессионального образования, направленная на обучение 600 тыс. руководителей и специалистов предприятий и организаций КНР в соответствии с международным стандартом PMI, при этом планируется сертифицировать до 100 тыс. человек.

Что может сделать квалифицированный специалист в области управления проектами для компании? Рассмотрим это на примере IT-департамента, который в организационной системе фирмы зачастую выглядит неким «черным ящиком» с неясными входами, выходами и управляющими воздействиями. Единственное, что видно: как этот «ящик» пожирает ресурсы. Поэтому компаниям сегодня нужны не столько программисты или системные администраторы (эти функции могут прекрасно выполнять подрядные организации), сколько IT-менеджеры, определяющие соответствие внутренней информационной структуры общей стратегии ее развития и способные управлять сложными проектами.

Для поддержания этой деятельности и устранения несогласованности в определении целей и ресурсных конфликтов еще на ранних стадиях запуска IT-проектов необходимы формальные процессы управления ими. Во-первых, требуется понимание, как идентифицировать потребность в них, во-вторых, как выбрать и расположить проекты по приоритетам, и, в-третьих, как, собственно, управлять ими. Современные проектно-ориентированные компании, постоянно выполняя заказы для сторонних фирм, одновременно стремятся совершенствовать внутренние процессы, устанавливая для себя все более высокие цели и достигая их. Таким образом, основа конкурентоспособного преимущества постепенно смещается к умению управлять составом портфеля проектов и их исполнением, в том числе для изменения собственных бизнес-процессов и методов работы в целом.

О специализациях и окладах

Как и в любой бурно развивающейся отрасли, в управлении проектами быстро появляются все новые ниши для еще более узких специалистов. Ценятся (а значит, и оплачиваются) они по-разному. Несколько неожиданно, например, что имея солидно звучащую должность бизнес-аналитика, можно получать вдвое меньше, чем будучи прозаическим на слух Defect- или Scope-менеджером, умеющим, соответственно, выискивать ошибки и определять оптимальные рамки проектов.

Однако наиболее любопытен тот факт (см. таблицу), что возможная зарплата руководителей проектов (Project Manager) оказалась одновременно и максимальной, и минимальной в колонке «Диапазон», что существенно повлияло на среднюю цифру. Верхние значения характерны для опытных руководителей проектов, которые в той или иной степени владеют большинством из указанных в таблице навыков, и их зарплата, как правило, составляет не менее 100 тыс. долл. в год.

Но квалификацию менеджера проекта получает и только что закончивший соответствующее учебное заведение молодой человек, которому еще лишь предстоит двигаться вверх в иерархии лидеров и по шкале оплаты. Его первой работой может быть, например, несложный интернет-проект, причем речь обычно идет не о создании, не о развитии сайта, а о простом его наполнении и поддержке. Поэтому, по мнению автора, показательным здесь является именно верхняя граница диапазона, отражающая реальный спрос на менеджеров проектов.

Теперь об украинских зарплатах. Руководители проектов у нас получают от $300 в месяц и выше. Верхний предел для крупных международных проектов сопоставим с заработками опытных менеджеров в США, а в отдельных случаях может и превышать его. В отрасли информационных технологий диапазон зарплат находится примерно в рамках $300–2000 в месяц.

Необходимо упомянуть и о сертификации. Если в Европе и США она действительно увеличивает шансы на хорошую работу и приличную зарплату, позволяет удержаться в компании и продвигаться по карьерной лестнице, то у нас усилия по получению сертификатов пока скорее являются средством самоудовлетворения соискателя. Фактически это награда себе за труды и формализация очередного этапа персонального совершенствования. Отечественных работодателей эти «бумажки» не очень-то впечатляют. С другой стороны, если есть выбор между двумя специалистами примерно одного уровня, предпочтение, вероятнее всего, отдадут обладателю сертификата...

Заработная плата специалистов в различных областях управления проектами в США
Специализация Средняя* Диапазон*
SEI/CMM 96 80–125
Defect Management 96 88–105
Scope Management 84 72–96
PMI 82 65–100
Capacity Planning 82 68–90
Project Manager 80 30–160
Change Management 79 60–100
Methodology 78 60–95
SDLC 76 60–105
Microsoft Project 72 55–87
Risk Management 69 68–70
Disaster Recovery 65 60–75
Business Analyst 64 45–92
Configuration Management 59 45–82
Procurement 46 40–52
Источник: computerjobs.com * Тыс. долл. в год.

Рекомендации лучших «проектоводов»

Итак, подытоживая изложенное выше, сегодня можно вполне определенно сказать – если программист заботится о своей будущей карьере, то ему прямая дорога в проектный менеджмент. Но, как и во всех других видах деятельности, главное – не перестараться!

Из-за инвариантности методологии этой разновидности менеджмента с ее помощью можно управлять не только IT-проектами, но реализовывать проекты во всех сферах человеческой деятельности. Поняв это, хочется пробовать свои силы и в маркетинговых проектах, и в медиа, и в строительстве, и в спорте – тем более что по окончании проекта менеджер, по определению, всегда остается без работы.

Но это и неплохо – ведь «крыша мешает расти», а новых и интересных проектов в мире, и в Украине в том числе, все больше и больше.