Калейдоскоп новинок

14 май, 2002 - 23:00Богдан ВакулюкAdobe AlterCast 1.5

В последнее время в пресс-релизах компании Adobe, посвященных выходу новых графических продуктов (например, Illustrator 10, Photoshop 7 и т. д.), все чаще встречается загадочное слово AlterCast. Как правило, упоминается оно в повествованиях о неких сетевых "клиентских" возможностях этих программ, где в качестве сервера и выступает пакет с таким названием. Однако примеры демонстрации его реальной работы до сих пор найти было крайне сложно. Тем не менее, судя по вниманию, которое уделяет этой технологии сама Adobe, она обладает большим потенциалом. Поэтому, несмотря на то что продукт не совсем новый (со дня первого упоминания о нем прошло около 9 месяцев), шанс пощупать его собственноручно появился только сейчас, когда разработчики выложили на свой сайт официальную демо-версию.

Калейдоскоп новинок
Adobe AlterCast, www.adobe.com
Для инсталляции и работы приложению необходимы OS Windows 2000 или выше, 256 МB ОЗУ, 120 MB на жестком диске и процессор с частотой не ниже 500 MHz. Кроме этого, для использования его Web-функций должен быть установлен IIS не ниже четвертой версии.

Как и предвиделось, пакет оказался своеобразной надстройкой для программных интерфейсов популярных пакетов той же компании, о чем однозначно говорит присутствие файлов acm.dll, age.dll, cooltype.dll и других библиотек в каталоге bin. AlterCast можно применять в нескольких режимах. Первый из них -- это прямая интерпретация команд приложением AlterCast.exe. Для этого сначала их необходимо подготовить и сохранить в XML-файле (формат подробно описан в документации), а затем передать в командной строке программе вместе с дополнительными параметрами. Кроме этого, пакет устанавливает полные наборы из COM-компонентов, JAVA-классов и библиотек для скриптового языка Perl, а также всю документацию и SDK, необходимые для работы с ними. Несмотря на то что основным предназначением сервера являются все-таки Web-ориентированные приложения, сервисы, предоставляемые COM-объектами, вполне можно использовать и в обычных программных разработках.

Что же умеет AlterCast? Да практически все, что любой графический пакет. Трансформация размера растровых изображений и его цветовой модели, коррекция цвета и фокусировки, конвертация в различные графические форматы, наложение одного изображения на другое -- вот краткое перечисление сервисов, предоставляемых набором команд сервера. Библиотеки работы с файлами PSD позволяют изменять порядок расположения слоев, влиять на их параметры (прозрачность, положение), применять корректирующие слои, управлять содержимым текстовых слоев и т. д.

Особняком стоят функции для операций с динамической графикой (например, презентационными диаграммами, описанными с помощью языка SVG). Для изменяющихся параметров объектов, которые находятся в шаблоне, пакет, отвечающий за их генерацию (чаще всего -- Adobe Illustrator), вводит именованные переменные -- в дальнейшем ими может управлять AlterCast, подчитывая конкретные значения из базы данных посредством ODBC.

Безусловно, этот продукт Adobe являлся бы великолепной альтернативой "самописным" библиотекам динамической обработки и генерации изображений (учитывая отличную интеграцию с другими пакетами этой компании), если бы не одно "но". Цена его традиционно настолько велика ($7500 для одного процессора многопроцессорных систем), что вполне сравнима со стоимостью собственной разработки аналогичной по функциям системы.


Partica

Калейдоскоп новинок
Dexterity Partica, www.dexterity.com.hk
Те, кто занимался разработкой ПО с элементами трехмерной графики, наверняка согласятся со следующим высказыванием: API DirectX, являющийся стандартом в этой области для ОС компании Microsoft, несмотря на отличную документацию и хорошо подобранный набор функций и интерфейсов, вряд ли можно назвать дружественным для программиста.

Чтобы облегчить процесс его использования, различные компании в разное время выпускали более высокоуровневые надстройки над DirectX -- одни неудачные, другие вполне работоспособные. К числу последних относится и программный набор небольшой гонконгской компании Dexterity Technologies, бета-версия которого совсем недавно была выложена для широкого доступа в Internet. В его комплект входит не только компактный графический "движок" реального времени (занимающий всего 500 KB в виде одного файла DLL), но и пакет для моделирования трехмерных объектов.

Поскольку в основе Partica лежит полный функциональный набор DirectX версии 8, возможности его велики. Кроме создания простых графических примитивов, пакет позволяет оперировать NURBS-поверхностями (при этом программная библиотека имеет средства непосредственной работы с ними, но перед визуализацией они все равно "полигонизируются"), помещать в сцену несколько камер и источники света различного типа, вводить сложные эффекты "задымленности". Доступны объекты типа "системы частиц" для имитации огня, воды и т. д.

Сцена представляет собой иерархическую структуру, где отдельные объекты могут объединяться в группы и трансформироваться одновременно. Для анимации моделей используются именованные скрипты (имена служат для дальнейшего их вызова при проектировании собственных программ), которые создаются с помощью ключевых кадров во временной линии, отдельно для каждого из параметров модели.

Как и следовало ожидать от такого пакета, собственного модуля визуализации у него нет -- в его качестве выступает механизм рендеринга DirectX, поэтому максимальное качество зависит исключительно от него. Тем не менее есть возможность сохранить кадр или даже целый видеоролик в отдельном файле AVI или JPEG.

Partica работает только со своим собственным форматом и, к сожалению, пока не позволяет импортировать модели других пакетов. Зато файлы MDL компактны и занимают мало дискового места, даже с учетом большого количества полигонов сцены.

Набор функций и интерфейсов библиотеки пакета прост и хорошо выверен -- использовать его сможет даже человек, едва начавший свое знакомство с программированием для Windows на языке C. Однако это не означает, что он предоставляет мало возможностей -- здесь присутствует полный набор операций для трансформации объектов, перемещения камер, управления светом и для прочих действий.

Некоторые проблемы возникли при установке пакета. Несмотря на то что разработчики декларируют поддержку Windows 98, уверенно текущая версия пакета инсталлируется и работает только под Windows 2000/XP.

Конечно, для реализации больших коммерческих игровых проектов Partica вряд ли является самым удачным решением, но он вполне подойдет для начального обучения программированию с помощью API DirectX или для несложных приложений с использованием трехмерной графики.


MixFX

Калейдоскоп новинок
MixFX, www.triplew-communications.com
Все же наибольший интерес для рядового пользователя чаще всего представляют вовсе не такие "тяжеловесы" софтверного мира, как AlterCast или Partica (в основном впечатляет стоимость), а простые и эффектные утилиты, вроде той, что выпущена компанией Triple-W Communications. Конечно, уникальной ее назвать нельзя. Основная (и единственная) функция MixFX -- создание различных графических и текстовых эффектов на основе технологии векторной анимации Macromedia Flash. И программ, выполняющих аналогичную работу, существует великое множество. Однако все они обладают ярко выраженной индивидуальностью, поэтому обзор еще одной не окажется лишним.

Рабочее пространство организовано крайне просто: нижняя часть экрана -- большое окно предварительного просмотра, где незамедлительно отображаются все изменения параметров текста и эффектов, и верхняя -- тут расположены несколько закладок с настройками вновь созданного баннера.

Программа позволяет анимировать строку текста (к сожалению, длина ее сильно ограничена) с помощью набора комплексных эффектов, сочетания трансформации размера символов, их прозрачности и прочих параметров. Все они организованы в пресеты: уже по их названиям видно, что большинство из них -- это классические "шторки", "выезды" и т. д., хотя есть и необычные -- типа имитации "мониторного" мерцания символов. Наибольший же интерес представляет сочетание фоновых и текстовых эффектов. MixFX позволяет простым выбором пункта в меню создавать сложную "текстурную" анимацию, на разработку которой вручную могут уйти часы. Для того чтобы приблизительно оценить, как это выглядит, достаточно посмотреть на снимок экрана программы, где представлены лишь некоторые из более чем двух десятков доступных background effects. Готовый баннер можно экспортировать в формат swf в незащищенном режиме, затем импортировать в более сложный пакет и доработать.

К сожалению, есть у программы и весомый недостаток: список шрифтов, предоставляемых для выбора MixFX, крайне мал и в нем нет кириллических гарнитур. Надеемся, что эта недоработка будет исправлена в последующих версиях программы.