Какие права есть у потребителей ПО?

13 август, 2012 - 11:54Андрей Пархоменко

Правообладатели регулярно и довольно настойчиво напоминают нам о возможных последствиях за нарушение авторских прав. Однако, как при этом защищены права собственно покупателей программного обеспечения?

Использование программных продуктов на сегодня стало не только привычным явлением, но и постепенно переходит в категорию необходимых. Большинство сфер жизнедеятельности человека компьютеризированы или стремятся к этому. Компьютеры модернизируются каждые 2-3 года, программные продукты – еще чаще. Все большими темпами растет процент населения, причастного к процессу создания программных продуктов, а количество их потребителей растет еще быстрее. И вполне естественно, что такие актуальные правоотношения как производство и потребление программных продуктов, нуждаются в правовом регулировании. Специально для защиты производителей и правообладателей была разработана законодательная база, позволяющая активно защищаться правообладателям от «пиратов» и других недобросовестных потребителей программных продуктов. В то же время необходимо помнить, что рыночный процесс предполагает соблюдение баланса интересов при взаимодействии двух сторон – производителя и потребителя.

Результатами усилий правообладателей по защите своих прав стала жесткая и чаще всего однобокая защита результатов своей деятельности, получившая выражение в локальных и международных нормативно-правовых актах. Позиция правообладателей широко пропагандируется СМИ, как и презумпция виновности пользователей.

Как же обстоит дело с правами пользователей – потребителей программных продуктов?! Для анализа возьмем довольно прогрессивный закон Украины «О защите прав потребителей» и проанализируем его на предмет возможности практической реализации защиты прав потребителей программных продуктов.

В соответствии с данным законом потребители имеют следующие права:

  • право на надлежащее качество продукции и обслуживания;
  • безопасность продукции;
  • возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции) согласно закона;
  • обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению, или получить обратно деньги.

Начнем с того, что национальные стандарты качества для программных продуктов не установлены. И если потребитель считает данный товар некачественным, то доказать это будет, как минимум, проблематично. Таким образом, можно сделать вывод о наличии следующих проблем гарантии обеспечения прав потребителей программных продуктов:

  1. Отсутствие системы государственной сертификации программных продуктов;
  2. Отсутствие норм и стандартов качества программных продуктов;
  3. Отсутствие выходного и входного контроля качества программных продуктов.

Реализация права на безопасность и надлежащее качество потребляемого продукта особенно актуальна в контексте потребления программных продуктов ввиду их закрытости для исследования. Большинство лицензионных соглашений пользователя содержат предупреждение о том, что программа поставляется «как есть» и правообладатель не несет ответственность за любой ущерб, который может быть нанесен пользователю в связи с использованием программного продукта. Возьмем для примера текст наиболее распространенного программного продукта – лицензии Microsoft:

«Несмотря на любые положения об обратном, содержащиеся в условиях соглашения о корпоративном лицензировании, все сведения, содержимое, службы и связанные графические данные предоставляются без каких-либо гарантий. Настоящим Microsoft и/или соответствующие поставщики Microsoft отказываются от всех гарантийных и прочих обязательств, связанных с подобными сведениями, содержимым, услугами и графическими изображениями, включая все подразумеваемые гарантии и условия товарной пригодности, пригодности для определенной цели, качества, прав собственности и отсутствия нарушения прав иных правообладателей».

Таким образом Microsoft не несет никакой ответственности за любой ущерб, возникший в результате использования соответствующего программного обеспечения. Как видно из текста лицензии правообладатель снимает с себя всякую ответственность за ущерб, который может быть нанесен в результате использования программного продукта.

Логика правообладателя – не гарантировать безопасность продукта, а снять с себя ответственность за возможные последствия. И это несмотря на прямые указания об обратном, содержащиеся в нормах закона Украины «О защите прав потребителей». Кроме того, даже если программный продукт не пригоден для целей, для которых он приобретался, то правообладатель отказывается от обязательств и не несет за это никакой ответственности. Говоря проще – деньги потребителю не вернут даже в случае покупки некачественного и опасного программного продукта.

Движение по защите прав потребителей получило широкую поддержку как в мире, так и в Украине. Это, с одной стороны, послужило стимулом для производителя улучшать качество своей продукции, а с другой – приучило потребителей знать свои права и уметь отстаивать их.

Тем более парадоксальной выглядит ситуация, когда новый и прогрессивный рынок потребления игнорирует все эти достижения и, потребляя программные продукты, пользователь не только лишается принадлежащих ему прав и способов их защиты, но и возлагает на себя «странные» обязанности. Например, не исследовать приобретенные товары, в том числе на предмет соответствия продуктов заявленным требованиям и отсутствия небезопасных элементов. Кроме того, в зависимости от текста лицензии потребитель обязуется выполнять все те ограничение использования продукта, которые изложены в тексте лицензии. Минимальное отклонение будет считаться нарушением лицензионного соглашения, и попадать под определение преступления установленного ст. 176 УК Украины «Нарушение авторского права и смежных прав», со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствие должного внимания к проблеме превалирования интересов правообладателей над интересами потребителей особенно актуальна в контексте попыток еще большего ужесточения ответственности потребителей. Так, в соответствии с вносимым в Палату представителей в США законопроектом Stop Online Piracy Act (SOPA) любой участник деятельности в сети Интернет, начиная с провайдеров, поисковых систем и даже рекламодателей, обязан по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прекратить с ним любое взаимодействие в противном случае любой из прямых и косвенных контрагентов обвиняемого сайта будет расцениваться как его соучастник.

В виду изложенного выше, вполне логичными будут выглядеть шаги, направленные на уравновешивание баланса интересов правообладателей и потребителей программных продуктов. Применяемые к нарушителю авторских прав санкции должны защищать не только интересы автора, но и учитывать права и интересы потребителей. Для решения данной задачи в законодательстве Украины следует предусмотреть ряд норм прямого действия, устанавливающих ответственность за реализацию объектов интеллектуальной собственности, непригодных для целевого использования либо представляющих прямую угрозу для потребителей, а также предусмотреть процедуру денежной компенсации потребителю в случае покупки программных продуктов не соответствующих заявленным свойствам и качествам.