Вынужденный в условиях пандемии переход многих людей на дистанционную работу и обучение закономерно повлиял на спрос в ряде сегментов ИТ-рынка. Мы спросили у ведущих поставщиков, как именно современная ситуация отразилась на продажах печатающих устройств.
Прошлый год стал необычным для всех. Пандемия коронавируса существенным образом повлияла как на объём рынка, так и на его структуру. Многие компании перешли на удаленную работу, что вызвало всплеск продаж печатающих устройств для домашнего использования и расходных материалов к ним. Во втором полугодии это привело к нехватке доступных предложений. Что еще больше усугубилось временным простоем азиатских фабрик в середине года.
Canon по-прежнему занимает лидирующие позиции на рынке Украины. Компании удалось серьезно нарастить продажи струйных устройств со встроенным СНПЧ и выйти на лидирующую позицию, как в штуках, так и в деньгах, в данном сегменте во втором полугодии.
В 2021 г., несмотря на продолжение пандемии, мы рассчитываем на небольшой рост рынка в основном за счёт МФУ, как струйных, так и лазерных. В струйном сегменте продолжит расти доля устройств со встроенным СНПЧ, а в лазерном – моделей для цветной печати.
Первый из них остается главным приоритетом Canon в нынешнем году. В конце 2020 г. компания анонсировала пять новых аппаратов потребительского класса и продвигает их как эффективную и более функциональную замену недорогим монохромным лазерным устройствам. К лету планируется расширение линейки за счет моделей для фотопечати.
Другим фокусным сегментом для Canon в 2021 г. являются монохромные и цветные лазерные устройства среднего и высокого уровня. Соответствующий модельный ряд компании пользуется заслуженной популярностью. Уже второй год подряд предлагается бесплатная расширенная гарантия три года на такие устройства. Мы рассчитываем развить этот успех, и будем уделять особое внимание продвижению оригинальных расходных материалов в данном сегменте.
Рынок печатающих устройств в целом за три квартала 2020 г. сократился, как в количественном, так и в денежном выражении. Точных данных по IV кварталу у нас пока нет, но пандемия отразилась на производственных процессах и доступности товара в глобальном масштабе. В последней четверти спрос даже превысил предложение.
В 2021 г. мы ожидаем положительную динамику роста рынка в целом и ключевого струйного сегмента относительно 2020 г. Конечно, при условии снижения негативных факторов, не только в Украине, но и на мировой арене.
Пандемия повлияла в большей мере глобально, чем локально. Ее можно разделить на периоды, когда конечный потребитель активно создавал рабочие места, перейдя на работу и учебу из дома. Зачастую требовалось обновить или купить домой печатающее устройство во время локдауна. Поэтому первое полугодие не стало критическим. Также мы увидели и традиционную сезонность и увеличение потребительского спроса в черную пятницу и рождественский период.
В корпоративном сегменте, как и в прошлые годы, принтеры и МФУ Eco-Tank серии «Фабрика печати Epson» были востребованы со стороны образования, медицины и пр. Но в 2020 г. именно эти сегменты поддержали упавшие потребительные продажи и показали традиционно высокий результат. Это позволило компании занять и удерживать лидирующую позицию на украинском рынке струйных устройств в денежном выражении (данные указаны по III квартал 2020 г. включительно, по оценкам IDC).
В нынешнем году влияние пандемии будет также существенным, но с более оптимистическими прогнозами. Тенденции по потребительским предпочтениям останутся подобными 2020 г. В фокусе по-прежнему экономичность решения.
Из производительных корпоративных устройств высокую популярность имеют МФУ Epson WorkForce Enterprise и Rips. Это струйные модели коридорного типа с большим ресурсом расходных материалов и низкой себестоимостью печати. Максимальная производительность тут на сегодня достигает 100 страниц в минуту.
По данным аналитиков, украинский рынок печатной периферии упал более чем на 30% в сравнении с 2019 г. Наблюдалось существенное уменьшение количества и объемов проектов по закупке оборудования и расходных материалов, как результат работы удаленно и цифровизации. Но в первую очередь, ввиду заметного снижения бизнес-активности в целом. Кроме того, рынок продолжает движение в низкоуровневый сегмент. Это касается как полноцветных устройств, так и монохромных.
Производители оборудования и расходных материалов фокусируются на тех или иных, прибыльных сегментах, пытаясь перестроится в современных условиях. Выпускают все новые, более совершенные устройства и дополняют их целым пакетом решений. В 2020 г. компания OKI заявила о выпуске нового полноцветного принтера С650 (доступен к заказу с января 2021 г.). Он должен стать самым компактным в своем классе принтером, без потерь в производительности и качестве отпечатков. Как дополнение к устройству компания предлагает бесплатное пользование дизайн-платформой – возможность самостоятельно и быстро реагировать на возникающую потребность. Что особенно актуально в условиях пандемии. Также в комплекте идет ряд программных решений, в первую очередь, ориентированных на розничный бизнес, для печати баннеров, ограничительных зон (на износостойких самоклеящихся носителях) и т.д.
Устройства для изготовления малых и средних тиражей этикеток OKI Pro1040 и Pro1050, поставки которых стартовали в конце 2020 г., можно рассматривать как еще одно из «знаковых» предложений, ориентированных в основном на представителей SMB. Особенно принимая во внимание стремительный (по нашим оценкам двукратный) рост поставок оборудования для печати этикеток в 2020 г.
В целом же, стоит отметить, что весенний локдаун прошлого года повлек за собой неопределенность и невозможность планировать. Как результат логичны финансовые потери во всех сферах бизнеса. Оглядываясь назад, можно сказать, что и в этом году предприятия и организации продолжат подстраиваться под реалии и оптимизировать процессы и затраты.