Как я прощался с ИТ

15 май, 2009 - 10:33Александр Кардаков

В одном из последних комментариев к предыдущему посту этого блога была зафиксирована идея о том, что ИТ-директор не просто НЕ должен глубоко разбираться в технологиях, а скорее ему даже противопоказано это. Отчасти согласен, отчасти мой опыт говорит, что знания все-таки должны быть и достаточно глубокие.

Сегодня расскажу о том, как я прощался с ИТ и все больше и больше посвящал себя менеджменту в чистом виде. В этом вопросе указанная выше тема нам еще пригодится. С одной стороны я хочу, чтобы получилось некое подобие пошаговой инструкции, с другой – может быть кому-то будет просто любопытно почитать J.

Итак, я начинал как технический директор. В то время даже подумать не мог о том, что когда-нибудь… Нет, пожалуй, мог, но не хотел. Меня полностью устраивала ситуация и мое положение. Я хотел достичь идеала, совершенства в этом вопросе. Но позже понял, что «схватить» все не могу, появлялись все новые и новые решения. Пришлось отказаться от собственных разработок и начать руководить группой специалистов. Разработка и продажа микроэлектронного оборудования для промышленных предприятий и систем автоматизации во времена постсоветского спада производства может показаться странной затеей, однако мы не собирались менять профиль. Когда во время промышленного кризиса спрос на нашу продукцию резко упал, мы быстро переориентировались и перешли на самое примитивное направление — сборку компьютеров. Тогда я досконально разобрался в компьютерах, изучил всех производителей, знал полностью технологический процесс производства до мелочей. И даже было дело ремонтировал материнские платы и мониторы. Далее, также как и в предыдущем случае, передал задачу дальше, потому что время шло, мы стали заниматься серверами, локальными сетями, позже зародилась интеграция. Технологии сменяли друг друга, приходили новые подходы и модели, но мой личный подход оставался неизменным.

1. Насколько это возможно досконально изучить вопрос самому

2. Найти людей, которым эта тема интересна также как мне

3. Вовлечь их в процесс

4. Передать знания

5. Передать функцию

6. Осуществлять точечный контроль

7. Перейти к следующему вопросу

8. Когда и этот вопрос изучен, вернутся к тем людям, которых оставил вместо себя на предыдущем этапе и перетянуть их на следующий уровень

Такой цикличный процесс постоянно повторяется в моей жизни. Шаг за шагом я чему-то учился и при этом постоянно от чего-то отказывался. Чаще всего приходилось отказываться от того, что я умел делать именно лучше всего. Вот вам и необходимость разбираться в вопросе… Иначе как контролировать? Если я ничего не понимаю в той или иной области знаний, то как я смогу оценивать работу других людей в этом направлении? Достигая определенной вершины в том или другом деле, я отказываюсь от нее, делегирую полномочия своим менеджерам и направляюсь к следующей вершине.

Хорошо, скажите вы, с технологиями понятно, а как насчет навыков управленца, продавца и т.д?

Принцип тот же. Почему у Инкома традиционно большая доля рынка в финансовом секторе? Потому что в свое время я самостоятельно методично разобрался в банковской деятельности. Я знакомился с банкирами, я выяснял, как они работают, какие вопросы их волнуют, где они зарабатывают и на чем несут убытки. Кроме этого разбирался сам, читал, посещал тренинги, привлекал специалистов по R&D и советовался с ними. Главное не боялся залезть в «дебри». Когда я собираю информацию, то создаю информационный поток мнений, сведений других людей вокруг себя и чем больше участников я смогу вовлечь в этот процесс, тем лучше. Затем, накопив информационную базу, я анализирую ее самостоятельно и делаю выводы. Позже эти выводы опять-таки проверяются среди участников первого этапа, корректируются мною и снова запускаются в среду для проверки. Этот цикл может повторяться несколько раз, пока идеи не получат четкую огранку. Разобравшись, перехожу к следующему пункту – нахожу людей, которым это тоже интересно и т.д.

Этого же, уважаемые ИТ-директора, бизнес ждет от вас. Залезайте в дебри регулярно. В этом вопросе очень помогает любопытство, как в детстве, когда каждая мурашка вызывает неподдельный интерес.

Топ-менеджер обязан разбираться во всех функциях своих подчиненных, а хороший топ-менеджер – это тот, кто прошел каждую тропинку сам и может на интуитивном уровне понять, когда ему начинают вешать лапшу на уши.

Следующий пост планирую посвятить вопросам бизнес образования, где и чему стоит учиться.

Кстати, пожелания по темам приветствуются :). Пишите в комментариях.