Экспертиза - это ловушка

30 сентябрь, 2016 - 13:05Євген Куліков

Тема цифровой трансформации, концепции, объединяющей облачные вычисления, Интернет вещей и большие данные, мобильные и социальные взаимодействия, становится все более востребованной. Сегодня она фигурирует на многих отраслевых конференциях, а в случае прошедшего в Киеве форума компании IDC и вовсе стала ключевой темой.

Как технологии меняют бизнес

Владимир Поздняков: «Инновации являются ключевым активом для движения компании к "цифровому" будущему. Пожалуйста, не упустите время!»

Набирающее темпы развитие «цифровой» экономики требует новых подходов к управлению бизнесом и формированию стратегии. Революционные изменения происходят во многих традиционных отраслях, включая торговлю и финансовые услуги, индустрию гостеприимства и транспорт. Лидеры-реформаторы буквально на глазах меняют стандарты ведения бизнеса и ключом к выживанию предприятия в новом мире становятся уже даже не столько сами инновации, сколько скорость их внедрения. В этом контексте цифровую трансформацию уместно рассматривать как процесс непрерывного совершенствования и новаторства, а не конечную цель.

Для задания некой системы координат и облегчения понимания текущего положения предприятия специалисты IDC разработали модель зрелости цифровой трансформации и оценили в соответствии с ней более 1,5 тыс. компаний во всем мире. Она включает пять стадий: частичную, случайную, повторяемую, управляемую и опережающую. Соответственно находящиеся на том или ином этапе развития бизнесы делятся на противников, исследователей, игроков, реформаторов и революционеров. Большинство изученных организаций все еще находятся в начале пути. Однако, положение дел меняется быстро и те, кто сегодня двигается в русле, уже завтра могут оказаться на обочине. Недаром всего за каких-то полстолетия средняя продолжительность нахождения публичных компаний в рейтинге Топ 500 Standard & Poor's сократилась с 65 до 18 лет. Эти данные, как представляется, в целом неплохо коррелируют с ускоряющимися циклами зрелости технологий – ведь то, на что еще недавно уходили десятилетия, теперь занимает несколько лет.

Как технологии меняют бизнес
Дмитрий Шоломко: «При довольно высоком проникновении Интернета и смартфонов уровень использования этих технологий бизнесом в Украине пока крайней невелик»

Наглядную иллюстрацию понятия «креативное разрушение» представил Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине. Человечество столетиями пыталось продлить срок хранения продуктов питания, для чего применялись, в том числе, дорогостоящие специи и недешевый лед из холодных краев, которые зачастую перевозили кораблями по морю. Это была целая индустрия с немалыми оборотами и тысячами работников. Однако в 1911 г. изобрели холодильник и вопрос хранения еды решился кардинальным образом. В свое время к революционным изменениям привели также печатный станок и Интернет, значительно упростившие распространение знаний и информации. Сегодня, благодаря Сети, стремительно развивается экономика совместного использования, до неузнаваемости преобразилась финансовая сфера и многие другие отрасли.

Значительный потенциал в плане развития «цифровой» экономики, по мнению спикера, имеет и наша страна. Так, по данным исследования Google, проникновение Интернета в Украине превышает 60%, а смартфонов – 35%. Более половины населения выходят в Сеть ежедневно. Причем из них 45% одинаково активно используют для этого как настольные, так и мобильные вычислители. Между тем, всего около 30% применяют смартфон для бизнеса. По оценкам специалистов, лишь 25% украинских предприятий используют Интернет в своей деятельности, а доля компаний сегмента ИКТ в экономике Украины не превышает 3%. Как говорится, работы – непочатый край.

«Цифровой» пропастью, без обиняков назвал текущую ситуацию с развитием ИТ у нас в стране Владимир Поздняков, региональный менеджер IDC в Украине, Беларуси, Грузии и Армении. По данным компании, расходы на ИТ на душу населения у нас сократились со скромных $91 в 2013 г. до $33 в 2015 г. Для сравнения, это втрое меньше, чем в России ($119), всемеро от Польши ($253) и в 14 раз от Чехии ($466). Весь украинский рынок ИКТ в прошлом году составил всего 1,4 млрд. долл. И дело не только в объемах расходов на ИТ, но и в их структуре. Технологическое отставание Украины от других стран прямо пропорционально доле ПО и услуг и относительно той же Чехии оно почти четырехкратное. На низком уровне находится также внутреннее потребление услуг и ПО – 230 млн. долл. В то время, как экспорт услуг и ПО оценивают ориентировочно в 2,5 млрд. долл.

Как технологии меняют бизнес
Елена Минич: «Правительство выделило приоритетные отрасли и разработало ряд программ для поддержки развития инновационных проектов»

Отрадно было узнать, что тотальное технологическое отставание страны беспокоит не только аналитиков. Из выступления Елены Минич, представителя Минэкономики, участники форума услышали о разрабатываемой стратегии развития высоких технологий, приоритетных отраслях и программах государства по внедрению инноваций. Отметим, что буквально в конце июля в Украине начал работу Hi-Tech Office, основной задачей которого является поддержка развития инновационных проектов.

Теме быстрой адаптации к изменениям и создания среды для постоянного внедрения инноваций в бизнесе посвятили свои презентации следующие несколько докладчиков. Так, Владимир Павелко, зам.декана Киево-Могилянской бизнес-школы, уделил внимание источникам креативности, процессной модели и сетевой организационной структуре компании.

Затем опытом делился Давид Браун, исполнительный директор TemplateMonster. По его мнению, инновации не могут возникнуть на пустом месте, а лучшие умы для их создания и внедрения, как правило, уже имеются на предприятии. Поэтому далее спикер рассказал о составляющих культуры инноваций в руководимой им компании, включая: центр инноваций, средства вовлечения персонала, мотивацию сотрудников на постоянное саморазвитие и поиски инноваций, кросс-функциональные команды из представителей разных отделов и др.

Интересным зарубежным опытом поделился Олег Киселевский, генеральный директор «Kaeser Kompressoren Украина». Он рассказал о том, как машиностроительное предприятие со столетней историей трансформировало бизнес-модель и перейдя от сбыта оборудования к продаже решений создало сильное конкурентное преимущество и произвело небольшую революцию в своей отрасли.

Как технологии меняют бизнес

Олег Киселевский: «Перефразируя известную поговорку: Не ждите удачного момента для внедрения инноваций, создавайте его сами»

Основанное в 1919 г. семейное предприятие с 1937 г. занимается производством компрессорного оборудования. На сегодня компания представлена в более чем 100 странах, в том числе семь лет в Украине. Постепенно совершенствуя подходы, в настоящее время фирма в полной мере задействует возможности т.н. Industry 4.0. Благодаря использованию Интернета вещей, M2M-решений, аналитики больших данных и облачных технологий, она смогла обеспечить такой уровень экономичности, продуктивности, надежности и сервисного обслуживания оборудования, что на сегодня она фактически предлагает клиентам не столько «железо», сколько пневматическую энергию в необходимом объеме по привлекательной цене.

В итоге заказчик получает гибкую систему и возможность сосредоточиться на основном бизнесе, попутно трансформируя фиксированные затраты в переменные. Иными словами, нечто вроде облачных вычислений, только в применении к машиностроению. И надо отметить, новый подход рынок оценил по достоинству. Систему Kaeser Sigma Air Manager уже взяли на вооружение Ford, пивоварня Goller, фирма Werner & Mertz (бытовая химия TM Frosh и Erdal) и др.

Впрочем, несмотря на значительное отставание Украины от технологически развитых стран, у нас также встречаются предприятия, которые не боятся экспериментировать и внедрять инновации и в том числе благодаря этому усиливают позиции в своих сегментах. Они на собственном примере демонстрируют, что всегда можно что-то изменить к лучшему. Несколько таких компаний приняли участие в IDC Digital Transformation Forum и рассказали о своих достижениях. Остается надеяться, что эти истории успеха воодушевят кого-то еще встать на путь повышения эффективности.

Как технологии меняют бизнес
Кира Назарькова: «Большой проблемой всегда является нежелание людей принимать изменения и тут крайне важна поддержка проекта руководством компании и вера в него непосредственных участников»

О том, как специализированное оборудование и автоматизация преобразили подразделение логистики в полноценную бизнес единицу группы MTI, поведала Кира Назарькова, директор компании «Денка Лоджистикс». На момент старта проекта весной 2008 г. логистика находилась в подчинении бизнесов, имелось четыре склада с раздельными модулями управления по видам деятельности. Существующая система нередко приводила к несоблюдению временных рамок и снижению качества работ, а также не позволяла увеличить товаропоток. В результате за год с небольшим был создан распределительный центр с автоматизированными системами обработки грузов, который на сегодня не только обеспечивает все потребности материнской структуры, но и оказывает целый спектр услуг сторонним заказчикам – в первую очередь предприятиям розничной торговли товарами массового потребления – как традиционной, так и онлайн.

Фактически с момента запуска логистического комплекса осенью 2009 г. работы по совершенствованию процессов и расширению спектра услуг ведутся постоянно. По мнению директора «Денка Лоджистикс», этому способствовало несколько факторов. Во-первых, всесторонняя поддержка акционеров, которые не просто одобрили и профинансировали проект, а принимали самое непосредственное участие в его реализации и порой посвящали ему до трети своего рабочего времени. Во-вторых, в проектную команду вошли представители всех подразделений, включая ИТ и смежные службы. Наконец, проект делался в значительной степени своими силами и «для себя», а его руководитель в итоге возглавил новое бизнес-подразделение. Естественно, на пути возникало множество сложностей и преград. И преодолеть их во многом позволила именно сплоченная, мотивированная команда.

Прогрессивным методам НИОКР в области фармацевтики посвятил свое выступление Эдуард Савушкин, ИТ-директор «Фармак». В основе реализованного на предприятии подхода лежит концепция NPDI, которая основана на бизнес-процессе от идеи до выпуска на рынок: проработка предположений и новых тенденций, производственные испытания, работа с поставщиками по качеству и объёмам поставок, клинические испытания, сертификация и регистрация субстанций и препаратов в органах власти и план вывода продукта на рынок. Реализация этого процесса требует трансформации управления и поддержки со стороны ИТ. В частности, на «Фармак» построена система управления жизненным циклом продукта, которая основана на интегрированной ИТ-архитектуре с использованием такого инструментария, как Microsoft Project Server и SAP Project System, СЭД и пр. Это обеспечивает портфельный подход к управлению клиническими испытаниями, их координацию и оценку, управление взаимоотношениями с пациентами, контроль затрат.

Как технологии меняют бизнес
Артур Локайчук: «Не стоит полагаться на экспертное мнение. В современном мире оно устаревает очень быстро»

Путь от автоматизации задач продаж и маркетинга до создания единой платформы для интеграции поставщиков и партнеров прошла ГТК «Антей». Предприятие было основано 15 лет назад, занимается импортом и дистрибуцией сантехнического оборудования и входит в число лидеров отечественного рынка. На сегодня компания представлена во всех крупных городах, а штат превышает 400 человек. Как рассказал Артур Локайчук, директор по цифровым технологиям «Антей», изначально стратегия развития ИТ включала автоматизацию бизнес-функций и интеграцию информационных потоков. При этом было решено отказаться от готовых коробочных продуктов в пользу собственной разработки. Поскольку специфические бизнес-процессы являются дополнительным конкурентным преимуществом компании, а доработка стандартного решения внешними специалистами занимает много времени. Для ускорения разработки используется методология Agile, а для получения обратной связи – Customer Development. На сегодня удалось, в частности, на 50% снизить нагрузку на контакт-центр, расширить время приема заказов и повысить качество обслуживания клиентов.

Интересно, что, по мнению спикера, главное в любой идее – это ее реализация. А та в свою очередь – включает множество решений, найденных в конкретной ситуации. Поэтому он призывает не откладывать на завтра то, что можно улучшить сегодня, и предпочесть массу недорогих мелких итераций одному большому и дорогому проекту. К тому же, Артур Локайчук рекомендует не полагаться на экспертное мнение, а искать людей, способных анализировать потребности и находить эффективное решение в каждом конкретном случае. Поскольку в современном динамичном мире экспертиза очень быстро устаревает.

Что ж, в завершение этого материала о первом киевском форуме IDC Digital Transformation можно констатировать, что окружающий нас мир становится все более «цифровым». Лидеры инновационных изменений, используя составляющие «третьей платформы» не только преображаются сами, но и устанавливают новые отраслевые стандарты. По мнению аналитиков, с каждым готом все большая часть ИТ-бюджетов предприятий будет связана с инициативами в области цифровой трансформации, а сами ИТ-директора все чаще будут сталкиваться с необходимость возглавить руководство такими проектами, расширяя компетенцию до Chief Digital Officer. Потому задуматься над этим и взять инициативу в свои руки стоит уже сегодня.

Добавим, что желающие ознакомиться с материалами конференции традиционно могут сделать это на сайте организаторов.