Как развивать ИТ-образование в Украине?

23 декабрь, 2013 - 14:00Елена Дериева

Успех украинской ИТ-отрасли в большой мере зависит от эффективности системы подготовки кадров. Но рост числа учебных заведений, выпускающих ИТ-специалистов, к сожалению, пока не способствует повышению квалификации, напротив, средний уровень подготовки выпускников неуклонно снижается. Классический вопрос – Что делать? – стал основным в повестке дня конференции «Синергия ИТ образования», прошедшей 17 декабря 2013 г. в Киеве.

Как развивать ИТ-образование в Украине?
Евгений Сулима, первый заместитель министра образования и науки Украины: «Качественное ИТ-образование должно стать брендом Украины, ведь в стране есть для этого все необходимое: академические традиции, мощные научные школы. Получению практических навыков в процессе подготовки ИТ-специалистов может помочь только сотрудничество ИТ-компаний и ИТ-образования и постоянный диалог в масштабах страны»

Быстро растущая в Украине отрасль ИТ требует непрерывного притока новых кадров. С ростом мировой конкуренции, активным развитием азиатских рынков, которые имеют возможность предлагать сверхпривлекательные условия в области оплаты труда, именно качество подготовки ИТ-специалистов может стать преимуществом при выборе украинских компаний в качестве основных исполнителей программных проектов. В целом, поскольку роль ИТ в любом бизнесе продолжает возрастать, проблема ИТ-кадров универсальна, и по некоторым оценкам, всего через пару лет с ней столкнется вся Европа. И речь идет не только о разработчиках, но и о специалистах, способных внедрять и поддерживать современные сложные системы.

В Украине плотность высших учебных заведений очень высока, а в расчете на тысячу населения в стране выпускается в пять раз больше специалистов с высшим образованием чем в Европе, и в восемь раз больше чем в США. Но эффективность обучения пока остается недостаточной, поэтому концепция ИТ-образования в Украине крайне нуждается в пересмотре.

По данным dou.ua, лишь 15% выпускников оценивают полученное в ВУЗе образование как критически ценное, 40% как достаточно ценное, 38% – как недостаточно ценное, и 7% – как вовсе бесполезное. Наиболее ценными для их будущей деятельности 49% признают полученные в ВУЗе навыки работы с информацией и поиска ответов, и только 27% – знания по базовым дисциплинам.

На самом деле, базовые знания в ИТ, которым более 50 лет, до сих пор не изменились. Каждые 10-15 лет обновляются парадигмы программирования (объектно-ориентированное, клиент-серверное, пр.). Каждые 3-5 лет появляются новые платформы, которые уже гораздо сложнее вписать в учебный процесс ВУЗа, причем при смене платформы необходима переквалификация персонала. Время жизни технологий и вовсе составляет менее года, как правило, на их изучение (при наличии базовых знаний) уходит не более двух месяцев. На протяжении своей карьеры ИТ-специалисты, как правило, достаточно часто меняют и область, и технологии, с которыми работают. Многим молодым специалистам кажется что их учили неверно, и знаний новейших технологий достаточно, но на самом деле они необходимы преимущественно для успешного старта карьеры. Осознание потребности в фундаменте, который закладывается на первых курсах ВУЗа, приходит значительно позже, на этапе работы над сложными проектами на экспертном уровне.

Важность базовых знаний подчеркивают и работодатели. Как отметил вице-президент по организационному развитию компании «Миратех» Дмитрий Филиппов, универсальные специалисты необходимы в очень ограниченном количестве, тем не менее, для построения успешной карьеры необходимо знание большинства сопутствующих технологий. Как правило, для старта достаточно навыков программирования на 1-2 языках (наиболее популярные Java, C#, PHP, C++). Быстрая смена технологий требует от ИТ специалиста широкого кругозора, умения быстро учиться и меняться, и именно этими качествами обладает любой хороший студент, получивший качественное фундаментальное образование.

Как развивать ИТ-образование в Украине?
Виктор Валеев, директор ассоциации «ИТ Украины»: «Мир высоких технологий чрезвычайно динамичный, открывает множество возможностей, и одновременно предъявляет очень жесткие требования к участникам рынка. Понимая важность гармонизации рынков труда и образования в области ИТ, принимает активное участие в создании новой концепции ИТ-образования и инициировала совместный проект «Практическое ИТ-образование», пилот которого уже реализуется на базе НТУУ КПИ»

Докладчики конференции были едины во мнении, что стране необходима унифицированная образовательная система в сфере ИТ, с возможностью выбора специализации через 2-3 года обучения в соответствии с актуальными требованиями рынка и потребностями студента. Это тем более актуально, что до сегодняшних 40% ИТ-специалистов имеют непрофильное образование, что, впрочем, не мешает им в данной отрасли преуспевать. Гибкость образовательной системы ассоциация «ИТ Украина» предлагает достичь за счет того, чтобы допустить прием на программы магистров и специалистов по ИТ-специальностям студентов, получивших степень бакалавра в смежных областях. Естественно, с погашением академразницы, которую, кстати, ВУЗы могут реализовать на коммерческой основе.

Помимо недооценки перспектив ИТ-отрасли и дефицита финансирования, чрезвычайно острой является проблема преподавания специальных дисциплин. Зачастую этим занимаются люди, совершенно далекие от участия в реальных проектах. И здесь помощь должны и могут оказать ИТ-компании, за счет проведения переквалификации преподавателей на производстве. Правда, такие попытки в нашей стране уже были, и, к сожалению для вузов, после дополнительного практического обучения многие преподаватели решили сменить сферу деятельности. Конечно, в наибольшей степени выработке у студентов практических навыков поспособствовало бы привлечение к преподавательской работе сотрудников ИТ-компаний, но до тех пор, пока оплата труда преподавателей в разы ниже чем в ИТ-отрасли, рассчитывать на это особо не приходится.

Еще одной проблемой ИТ-образования эксперты называют дефицит исследовательской компоненты и отсутствие навыков коллективной работы. И в этом ИТ индустрия вполне может помочь учебным заведениям за счет организации исследовательских лабораторий. В Украине уже есть такие примеры, скажем, программа «Университетский альянс SAP», тем не менее, пока это точечные проекты, которыми охвачены немногие ВУЗы.

Традиционные методы поддержки ИТ-образования еще 10 лет назад начали использовать в соседней Белоруси по инициативе «Ассоциации Инфопарк». Помимо проведения профессиональной ориентации учащихся (дни карьерного роста), модернизации учебных планов и программ, помощи в открытии новых специальностей и специализаций, ИТ-компании направляют сотрудников для проведения практических занятий и организуют в ВУЗах и технических колледжах учебные лаборатории, а также организовала форум по программной инженерии для студентов (SEF.BY2Students). Несмотря на определенный прогресс, радикального изменения подготовки кадров для ИТ-отрасли так и не произошло, экспортная ИТ-индустрия до сих пор сдерживается отсутствием высококвалифицированных ИТ-специалистов. Новая инициатива, «ИТ-страна», предусматривает систему льгот и преференций при организации учебных центров дополнительной системы ИТ-образования, краткосрочного ИТ-образования, дополняющего существующую систему базового образования. Ожидается, что эти меры позволят повысить эффективность обратной связи между ИТ-компаниями и ИТ-образованием, но говорить о каких-либо результатах программы пока рано.

В ходе конференции представителями разных университетов было представлено множество докладов, касающихся организации учебного процесса, взаимодействия с ИТ-бизнесом, контроля качества образования, международного сотрудничества. Будем надеяться, что предложения и инициативы, возникшие в ходе экспертных дискуссий на форуме, как и опыт Белоруси, будут учтены при разработке системного подхода к подготовке ИТ-кадров в Украине, а, следовательно, и решения стратегических заданий развития информационного сообщества страны.