Как развивается всемирное интернет-сообщество

27 декабрь, 2006 - 17:36Виктор Сорокотяга

Социологи университета Южной Калифорнии (США) недавно опубликовали результаты своего исследования, в ходе которого они изучали, как онлайн-технологии влияют на жизнь пользователей Интернета и тех, кто не работает в нем. И хотя выводы специалистов основаны преимущественно на отношении к Сети американцев, ряд тенденций вполне можно экстраполировать и на жителей других стран.

Прежде всего стоит отметить, что, по данным Internet World Stats, опубликованным на сайте этого проекта, на 27 ноября 2006 г. в мире насчитывалось 1 076 203 987 пользователей Интернета, т. е. 16,6% населения планеты. Наибольшее количество (35%) посетителей Web-ресурсов проживает в Азии, второе место с долей 28,9% занимают европейцы, а третье (21,5%) – жители Северной Америки.

В ходе исследования Digital Future специалисты университета выяснили, что участие в виртуальных сообществах часто приводит к взаимодействию людей вне Интернета. Так, около 20% их членов как минимум раз в год встречаются в рамках офлайн-акций, так или иначе связанных с тематикой виртуального сообщества.

Одной из причин увеличения продолжительности работы в Сети является рост числа широкополосных подключений. В 2006 г. их доля в общем объеме достигла 50%, в то время как по dial-up в Интернет выходят лишь 45% пользователей. Популярность высокоскоростного доступа способствует увеличению времени, проводимого пользователями в Сети (в нынешнем году его средний показатель составил 8,9 ч в неделю). Причем, как утверждают исследователи, это никак не сказывается на времени, которое абоненты проводят в кругу семьи и друзей, ведь интернет-ресурсы используются главным образом в рабочее время. Многие сотрудники офисов обращаются к Web-сайтам в среднем 7–8 ч в неделю. Для сравнения: в 2005 г. этот показатель был примерно на час меньшим, а в 2001 г. – немногим свыше 3 ч. Большинство респондентов (69,7%) отмечают: благодаря Всемирной Паутине производительность их труда заметно повысилась, хотя 85% не отрицают, что, находясь на работе, пользуются Сетью и в личных целях, открывая сайты, не относящиеся к их профессиональной деятельности.

Увеличение интенсивности использования Интернета влияет также на рост числа сделок, совершаемых в онлайн-магазинах. В 2006 г. количество их посетителей достигло наивысшего уровня в истории исследований и составило 51,1% общего числа пользователей Сети, и каждый из них тратит около $50 в месяц.

Информации, публикуемой в Интернете, сегодня доверяют 55% пользователей (в 2005 г. – 48%). Вместе с тем увеличилось и количество данных, которые они сами размещают в Сети. Например, в текущем году онлайн-дневники ведут 7,4% тех, кто регулярно выходит в Интернет, тогда как в 2003 г. их было всего 3,2%, а фотографии выкладывают 23,6% (в 2003 г. – 11%).

В заключение стоит отметить, что несмотря на указанные тенденции, люди постепенно охладевают к Интернету. Например, доля тех, кто по каким-либо причинам прекратил им регулярно пользоваться, по сравнению с прошлым годом несколько выросла, а тех, кто заявил о намерении вернуться в Сеть, – сократилась. Самое интересное, что среди таковых немало тинейджеров: число молодых людей, пересмотревших свое отношение к Интернету как к важнейшему источнику информации, снизилось до 80%.

Уровень проникновения Интернета по регионам (Internet World Stats)
Регион Число пользователей Доля среди жителей региона, % Доля среди пользователей во всем мире, % Рост числа пользователей в 2000–2006 гг., %
Африка 32 765 700 3,6 3,0 625,8
Азия 378 593 457 10,3 35,2 231,2
Европа 311 406 751 38,6 28,9 196,3
Ближний Восток 19 028 400 10,0 1,8 479,3
Северная Америка 231 001 921 69,7 21,5 113,7
Латинская Америка 85 042 986 15,4 7,9 370,7
Океания, Австралия 18 364 772 54,1 1,7 141,0
Всего 1 076 203 987 16,6 100,0 198,1