Как привлечь инвестиции в IT-бизнес?

24 апрель, 2006 - 23:00Артур Оруджалиев

Почти любая компания на определенном этапе своего развития сталкивается с ситуацией, когда для успешного роста ей требуются дополнительные средства. Для IT-сектора процесс их привлечения весьма специфичен.

Получить средства на развитие можно как путем займа, так и продав часть своего бизнеса. Несмотря на наблюдаемый сегодня в Украине новый виток интереса к проблеме инвестиций достоверной информации о выпуске ценных бумаг и публичном размещении акций на фондовых рынках не так уж много. Частично исправить ситуацию был призван семинар «Привлечение капитала для развития бизнеса IT-компаний», организованный Ассоциацией IT-дистрибьюторов Украины и Национальным комитетом IPO. С докладами на нем выступили аналитики, бизнесмены, банкиры, юристы и аудиторы, а участниками стали топ-менеджеры и владельцы крупнейших IT-фирм.

Экономика и IT

Как привлечь инвестиции в IT-бизнес?
Владимир Поздняков: «Рост украинского IT-рынка составляет сегодня около 16–17%, что превышает аналогичные показатели Восточной, Центральной и Западной Европы»

Бизнес больших компаний напрямую связан с экономической ситуацией в государстве, и именно на нее смотрят зарубежные инвесторы, оценивая привлекательность Украины с точки зрения финансовых вложений. По данным SigmaBleyzer, в 2001–2004 гг. в нашей стране рост ВВП был выше, чем в России, Румынии, Польше и других развивающихся рынках. В минувшем году он снизился до 2,4%, что связано с уменьшением экспорта и инвестиций. Тем не менее внутреннее потребление товаров и услуг увеличилось на 18,5%, а реальный доход граждан стал в среднем на 20% больше.

В то же время объем капиталовложений в Украину составляет всего $173 на душу населения, что намного меньше, чем в странах Восточной Европы (например, в Польше этот показатель равен $1538, а в Чехии – $5321). Такой низкий результат свидетельствует об имеющихся возможностях и рыночном потенциале, но не секрет, что для его реализации Украине придется существенно улучшить бизнес-климат.

Что касается собственно IT-индустрии, то, по оценкам Владимира Позднякова, регионального менеджера IDC в Украине и Беларуси, ее рост сейчас – около 16–17% в год, что превышает аналогичные цифры по Восточной, Центральной и Западной Европе. Расходы на IT на душу населения в нашей стране в 2005 г. составили $34, тогда как ВВП в пересчете на одного жителя – $1460 (аналогичные показатели в Чехии составляют $296 и $10 426 соответственно).

Комбинированный подход

Вследствие активного роста отечественного IT-сегмента крупные компании вынуждены постоянно развиваться, инвестируя средства в этот процесс, дабы сохранить и укрепить свои позиции. Финансирование IT-сектора имеет ряд особенностей. Его источниками могут быть и сбережения владельцев, и венчурные средства, и банковские кредиты, и выпуск облигаций на местном и международном рынках, и частное размещение акций (предложение ценных бумаг заранее оговоренному кругу лиц), и IPO (Initial Public Offering) – первичное публичное размещение акций.

Виталий Струков, отвечающий за направление корпоративных финансов в инвестиционном банке «Конкорд Капитал», полагает, что оптимальным на сегодняшний день способом привлечения долгосрочных инвестиций в IT-бизнес является комбинирование собственного капитала (акции, облигации и т. п.) и различных долговых инструментов. В то же время стоит учитывать, что привлечение долгосрочных банковских кредитов для IT-сферы может быть затруднено из-за недостаточно хороших показателей деятельности, отсутствия в нужном объеме материальных залогов, низкой оценки финансовыми учреждениями стоимости самой фирмы.

Кредиты остаются дорогим удовольствием для компаний. Более того, по мнению Юрия Прозорова, президента украинского сообщества финансовых аналитиков, приход в нашу страну иностранных банков не будет способствовать снижению процентных ставок. Он считает, что более дешевой альтернативой является выпуск ценных бумаг, и отечественные IT-компании все чаще прибегают к этому. Например, осенью 2004 г. эмиссию облигаций на 30 млн грн сроком на три года произвела «МКС». Вырученные средства пошли на реструктуризацию долгов, строительство гипермаркета и заполнение склада продукцией. Компания «АМИ» в конце прошлого года также сообщила о выпуске процентных именных облигаций на 15 млн грн, доход от которых направляет на модернизацию компьютерного производства и развитие розничного бизнеса.

В целом тактика комбинированного финансирования имеет достаточно четкую структуру и подразумевает несколько этапов. На первом производится частное размещение неконтрольного пакета акций среди инвесторов. Затем на полученные от этого средства производится увеличение уставного фонда путем дополнительной эмиссии акций. После этого шансы компании получить долгосрочные инвестиционные кредиты существенно повышаются, размещаются облигации, реализуются инвестиционные программы. Кульминацией данной стратегии является IPO – именно благодаря ему стоимость бизнеса максимально возрастает.

Но первое, что следует сделать, – подготовить к приходу инвестора сам бизнес. Сегодня у многих он не сбалансирован и не соответствует реальному положению дел – это больше всего отпугивает инвесторов. Например, крупная организация на самом деле юридически может представлять собой множество ЧП или ООО, работающих под единым названием; на большинстве предприятий не оформлены юридические отношения между системой управления и владельцами, нередки случаи ведения двойной бухгалтерии, что делает непрозрачной отчетность.

Кроме того, придется изменить и свое отношение к инвесторам. Владимир Поляков из консалтинговой компании BPT Group подчеркивает, что инвестор – это прежде всего партнер по бизнесу, а не «дойная корова», как сегодня полагают многие.

Выход на фондовый рынок Украины

Размещать акции на отечественном фондовом рынке могут только открытые акционерные общества. Поэтому компаниям с иными формами собственности после принятия решения об эмиссии придется произвести реорганизацию.

Следует также учитывать, что подготовка к размещению акций – процесс сложный и длительный, он осуществляется при содействии широкого круга участников (юристов, аудиторов и т. п.). Обязательное условие – хорошо спланированная PR-кампания, формирующая мнение бизнес-сообщества о деятельности фирмы-эмитента.

Сам процесс выхода на Украинскую фондовую биржу (УФБ) хоть и предусматривает тщательную подготовку, все же гораздо менее сложный и затратный, нежели эмиссия на крупных иностранных площадках (NYSE, NASDAQ, LSE), и в отличие от них, например, для того, чтобы акции компании котировались на УФБ, ей может не потребоваться предварительная проверка аудиторами.

Однако такая либеральность в Украине имеет и обратную сторону – правовые коллизии. По словам Андрея Пивоварского из Dragon Capital, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении предприятий» эмиссионный доход не включается в валовый, но «по версии» налоговой администрации – входит и облагается 25%-ным налогом.

Подготовка к IPO

«Публичное размещение акций на международной бирже – свидетельство зрелости бизнеса», – говорит старший консультант компании «Тройка Диалог Украина» Алексей Ращупкин. Прежде чем произвести IPO, каждой фирме необходимо иметь в наличии аудиторскую отчетность за последние 2–3 года по международным стандартам, четко сформированные бизнес-план и стратегию, а также раскрыть полную информацию об акционерах.

Выход на международный фондовый рынок рекомендуется осуществлять с эмиссией на сумму не менее 60 млн долл. В свободном обращении должно постоянно находиться 20–30% акций и, конечно, после размещения требуется подтвердить их ликвидность.

Как привлечь инвестиции в IT-бизнес?
Привлечение инвестиций заинтересовало многих топ-менеджеров и владельцев крупнейших IT-фирм

Кроме того, для удачного IPO немаловажно наличие истории успеха деятельности фирмы, полной информации о ее структуре и планах освоения поступающих инвестиций. Такой документ защищается в ходе роуд-шоу для потенциальных крупных инвесторов, которых необходимо убедить в перспективности ценных бумаг.

Ввиду множества сложностей, связанных с выходом компании на IPO, следует учитывать и дороговизну данной процедуры. Александр Мертенс, президент МИБ, ссылаясь на отчет PWC за 2005 г., рассказал, что компания, выпускающая акции на NASDAQ в сумме 100 млн долл., в среднем вынуждена тратить на это не менее 8,6 млн долл.

Будущее украинского IT-бизнеса

Как привлечь инвестиции в IT-бизнес?

До сих пор ни одна из украинских IT-компаний не осуществила IPO. Тем не менее владельцы некоторых фирм уже заявляли о планах публичной эмиссии акций на международных рынках. Многие эксперты подтверждают зрелость их бизнеса, но вначале им предстоит пройти целую серию подготовительных и реорганизационных процедур.

Весьма вероятно, что спустя несколько лет на отечественном рынке появятся по-настоящему публичные украинские IT-компании, которые будут планировать инвестиционную деятельность в долгосрочном масштабе, сообщать данные о своем финансовом положении и, самое главное, – делать это с полной ответственностью за свои слова. Нет сомнений в том, что это весьма позитивно отразится на украинском рынке – он станет более цивилизованным и соответствующим мировым стандартам.