Как на рынок тюнеров влияет развитие цифрового ТВ?

26 январь, 2010 - 12:12Євген Куліков

В последние годы в нашей стране в соответствии с общемировыми тенденциями все большее распространение получают цифровые технологии телевещания, включая спутниковые и посредством широкополосных каналов передачи данных. С вопросом о том, как это влияет на рынок специализированных устройств для приема телесигнала на компьютере, мы обратились к ведущим поставщикам.

Андрей Бернацкий

начальник производства компании Everest

Как на рынок тюнеров влияет развитие цифрового ТВ?

По моим наблюдениям, ТВ-тюнеры для ПК в последнее время особой популярностью не пользуются. Связано это не только с тем, что производители крайне редко радуют выпуском новой продукции, а присутствующие на рынке модели – в большинстве своем устройства 2006–2008 гг. с незначительными изменениями. Дело, на мой взгляд, еще и в том, что, несмотря на растущий интерес к концепции HTPC (Home Theatre Personal Computer), волна повального увлечения ТВ-тюнерами прошла.

Ситуацию на рынке таких устройств следует рассматривать, предварительно разделив их по принципу приема сигнала. Эра аналогового ТВ фактически уходит в небытие, а с ней – и все соответствующие модели. Учитывая всемирную тенденцию перехода на вещание в цифровом формате, думаю, этот процесс завершится в ближайшем будущем. Таким образом, актуальность сохраняют лишь приемники, поддерживающие один из трех стандартов – DVB-T, DVB-C и DVB-S (эфирный, кабельный и спутниковый). При этом первая категория из-за недостаточно развитой инфраструктуры системы цифрового эфирного ТВ большинством пользователей у нас в стране воспринимаются с недоверием, а вторая и третья – как специализированное профессиональное оборудование. Все эти субъективные факторы влияют на выбор конечного покупателя и на рынок устройств в целом.

Наибольшим спросом за счет простоты установки, настройки и эксплуатации в настоящее время пользуются независимые внешние системы приема ТВ-сигнала. Интегрируемые в ПК модели занимают второе место, а на их долю, по моим оценкам, приходится не более 10–15% общих продаж. Наконец, устройства оперативного подключения (USB, PCI Express и PCMCIA) занимают около 1%. Немаловажным сдерживающим фактором остается их высокая цена. Если же рассматривать рынок с точки зрения самых востребованных марок, то это традиционно продукция Compro, Pinnacle и AverMedia.

Юрий Безпалько

руководитель отдела дистрибуции компании MacHOUSE

Как на рынок тюнеров влияет развитие цифрового ТВ?

Как и во всех остальных сегментах ИТ-рынка, первая половина года для ТВ-тюнеров была, по сути, провальной. Однако с августа интерес потребителей к данной товарной группе начал понемногу восстанавливаться. Тут стоит отметить достаточно четкую зависимость между продажами таких устройств и персональных компьютеров. Конечно, в идеале она могла бы составлять и 1:1, но на практике получается примерно 1:10 (в количественном исчислении).

С внедрением новых вещательных технологий изменяются и приемные ТВ-устройства, позволяющие доставлять зрителям более качественный медиаконтент. В последние годы телевидение в Украине стремительно переходит с аналоговой системы на цифровую, причем это касается как эфирного (DVB-T), так и кабельного (DVB-C). Несмотря на их определенное сходство, они все же не замещают друг друга и будут развиваться параллельно. Первое пока транслируется бесплатно и не требует привязки к конкретному месту, но, к сожалению, ограничивается сеткой покрытия (по этой причине продажи моделей с DVB-T пока минимальны). Второе же изначально предполагает абонентную плату.

Учитывая подобное положение вещей и переходный период, лучше всего дела обстоят со сбытом гибридных ТВ-тюнеров, обеспечивающих прием и аналогового, и цифрового сигнала. Многие потребители сейчас предпочитают приобретать именно такие универсальные устройства, хотя их стоимость на 15–20% выше обычных аналоговых. Соотношение между внутренними и внешними ТВ-тюнерами, по моим оценкам, составляет примерно 60:40, пока в пользу первых.

Если говорить о конкретных моделях, то наиболее востребованными у нас сейчас являются универсальные внешние ТВ-тюнеры с подключением по USB. Модель Pinnacle PCTV Hybride PRO Stick 340e позволяет просматривать как на стационарных ПК, так и на ноутбуках аналоговое телевидение и DVB-T (причем, что немаловажно в современных условиях, в двух вещательных форматах – MPEG-2 и MPEG-4), а также прослушивать FM-радио и оцифровывать видео с аналоговых источников.

Сергей Красношапка

директор департамента логистики компании «Навигатор»

Как на рынок тюнеров влияет развитие цифрового ТВ?

Продажи всех видов ТВ-тюнеров в нынешнем году сократились в разы. Сегмент демонстрирует наименьшие показатели в новом тысячелетии, и его объем в количественном выражении не превышает 50–60 тыс., а выход из этого бизнеса весьма уважаемых компаний свидетельствует о негативных тенденциях на мировом рынке в целом.

Направление технологического развития ТВ-тюнеров задают растущая популярность цифрового и спутникового телевидения, контента высокой четкости, Интернета и мобильного образа жизни. Спрос на компактные тюнеры с интерфейсом USB и низким энергопотреблением увеличивается пропорционально рынку мобильных платформ. C поэтапным внедрением эфирного ТВ в формате DVB-T все более актуальными становятся цифровые и гибридные модели. Уже сегодня жители Киева, Одессы, Житомира и Севастополя могут оценить преимущества этого стандарта. Увеличение скорости передачи данных и переход на беспроводные технологии широкополосного доступа в Сеть создают благоприятные условия для применения новых технологий передачи качественного телесигнала и его приема на любой платформе, включая ноутбуки, КПК и смартфоны. Ярким примером является новый сервис от AverMedia – SnugTV. В свою очередь развитие спутникового ТВ актуализирует поддержку тюнерами нового стандарта DVB-S2 и карт условного доступа для приема платных каналов.

Между тем пока что доля аналоговых тюнеров остается наиболее весомой. Растет сбыт гибридных устройств, а продажи тюнеров, работающих исключительно в формате DVB-T, по-прежнему крайне незначительны, но стабильны. Причина этому – низкая распространенность в Украине эфирного вещания в формате DVB-T. Отмечу, что в прошлом году доля внешних устройств начала увеличиваться, и на сегодня эта тенденция сохраняется, однако позиции внутренних все еще очень сильны.

Игорь Хавин

продакт-менеджер по ТВ-тюнерам компании K-Trade

Как на рынок тюнеров влияет развитие цифрового ТВ?

За год продажи тюнеров сократились в несколько раз. Одна из основных причин этого – падение спроса на компьютеры. Кроме того, поскольку ТВ-тюнер не является необходимым компонентом ПК, а лишь расширяет его возможности, в современной ситуации многие стали отказываться от такой «избыточной» функциональности, что также отразилось на реализации.

На развитие рынка ТВ-тюнеров влияют несколько факторов. Вытеснение в крупных городах эфирного аналогового телевидения цифровым кабельным, все большее распространение Интернета в целом и IPTV в частности. Некоторые пользователи уже сейчас предпочитают получать контент из Сети. В связи с этим спрос на традиционные аналоговые тюнеры постепенно смещается из мегаполисов в населенные пункты поменьше. Цифровое эфирное вещание в формате DVB-T пока вне конкуренции в плане выбора доступных каналов.

Впрочем, основные продажи у нас по-прежнему приходятся на аналоговые модели. Доля чисто цифровых упала примерно до 1%, а гибридных – до 3% от общих объемов. Наиболее популярны сейчас встраиваемые тюнеры с подключением по PCI и PCIe (VideoMate M1F, VideoMate Gold Plus II) – им принадлежит 72%. Затем следуют телеприемники с интерфейсом USB – VideoMate U890F, VideoMate U750F – 15%. И замыкают продажи автономные модели VideoMate V150F и VideoMate V220F – 13%.