Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

10 май, 2019 - 18:01Евгений Куликов

Непрерывное стремление к экономии на печати документов наряду с развитием современных альтернативных технологий оказывает существенное влияние на рынок печатающих устройств. О положительных и негативных тенденциях рассказывают поставщики оборудования, расходных материалов и сопутствующих услуг.

Наталья Елисеева

руководитель отдела продуктового маркетинга компании «Xerox Евразия»

Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

По оценкам аналитического агентства IDC, украинский рынок лазерной печатной техники в 2018 г. увеличился на 12%. Мы ожидаем, что в этом году продолжится умеренный рост или объёмы продаж останутся на том же уровне. Вероятность спада достаточно низкая, но и на стремительный подъём рассчитывать не стоит.

Прошлогодний рост рынка лазерной печатной техники эксперты связывают с удовлетворением отложенного спроса. В последние годы значительная доля продаж приходится на организации, которые долгое время отказывались от модернизации парка, а теперь закупают новые принтеры и МФУ вместо устаревших.

Уже много лет сохраняется тенденция перехода от принтеров к МФУ. Если продажи последних показали в 2018 г. значительный рост, то сбыт принтеров в разных сегментах или падал, или оставался на прежнем уровне.

На рынке пока преобладают монохромные модели. По итогам года цветные сетевые устройства показали рост на 9%, но эта динамика не превышает общерыночную. По нашим наблюдениям, принтеры и МФУ с возможностью цветной печати чаще всего приобретают или для домашнего пользования, или для создания простых видов рекламной и маркетинговой продукции.

При общем росте рынка на 12% сегмент персональных печатных устройств вырос только на 1%. Предпочтения заказчиков смещаются в сторону решений формата A3 и сетевых монохромных моделей A4. В результате эти сегменты увеличились на 19% и 28% соответственно. Такой разрыв можно объяснить тем, что во многих случаях компании предпочитают устанавливать не большие коридорные устройства, а компактные, но при этом высокотехнологичные МФУ. Хотя такие модели чуть менее экономичны, заказчики всё равно их выбирают благодаря небольшим габаритам, высокой производительности и широкому выбору функций.

В то время как большинство корпоративных пользователей по-прежнему воспринимают МФУ только в качестве инструмента для печати, копирования и сканирования, всё больше заказчиков проявляют интерес к умным устройствам, возможности которых намного шире. Такие модели позволяют оптимизировать процессы документооборота, сделать совместную работу удобнее и тратить на решение привычных задач меньше времени и ресурсов. Сейчас переход к умным устройствам только набирает обороты, но с каждым годом эта тенденция будет всё сильнее влиять на рынок.

Кроме того, повышенным спросом сейчас пользуются печатные устройства с поддержкой украинского языка. Практика показывает, что локализованный интерфейс является весомым аргументом при выборе оборудования для государственных учреждений.

Андрей Лейко

менеджер по развитию бизнеса офисной печатной техники компании «Canon Украина»

Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

Локальный рынок печатных устройств в минувшем году демонстрировал противоположные тенденции в различных сегментах. Сбыт принтеров, например, упал почти на 16% в штуках. Похоже, они шаг за шагом превращаются в нишевый продукт и потихоньку уходят с потребительского рынка, при этом оставаясь полноценным игроком сегмента В2В. Продажи МФУ незначительно выросли (до 4%). Наблюдается существенное перераспределение между струйной и лазерной техники. Первые стремительно наращивают свою долю.

Canon сохраняет ведущие позиции в Украине. По данным «GfK Украина», в сегменте МФУ доля компании составила 44.7% (в штуках), а в принтерах – 35.4%. При этом в цветных лазерных устройствах производитель может похвастать долей в 2/3 рынка.

Мы прогнозируем небольшой рост продаж в текущем году, в основном за счёт МФУ, как струйных, так и лазерных. В лазерном сегменте продолжит расти доля цветных устройств, а в струйном – моделей со встроенным СНПЧ. Последний является приоритетом Canon на 2019 г. Ожидается обновление существующего модельного ряда. Компания недавно анонсировала три новых модели бизнес-класса в данном сегменте. Мы активно работаем над продвижением данных продуктов в потребительской части рынка как эффективной и более функциональной замены недорогим монохромным лазерным устройствам.

Вторым нашим фокусным сегментом на обозримую перспективу являются монохромные и цветные лазерные устройства среднего и высокого уровня. Здесь также ожидается полное обновление модельного ряда до конца года.

Юлия Соколова

менеджер по маркетингу представительства Epson Europe B.V. в Украине

Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

Мы можем делать выводы только исходя из своих результатов работы. Epson показала годовой темп роста 59% в струйных решениях в деньгах. При этом компания является лидером данного сегмента с долей 65% в денежном и 49% в количественном выражении (по данным независимого аналитического агентства IDC).

Реформирование важных для экономики страны образовательной и медицинской отраслей привели к росту рынка печатающей техники. Украинский потребитель остается чувствительным к стоимости владения устройств, но ищет баланс между экономичностью и функциональностью. При этом ценит выгоды струйной печати.

Лучшую динамику продаж демонстрируют струйные бескартриджные устройства серии «Фабрика печати Epson». Причина заключается в полном соответствии требованиям корпоративных и домашних пользователей к печати. Украинский потребитель оценил низкие себестоимость отпечатка и стоимость владения устройством, пониженное энергопотребление, при высокой производительности, качестве, надежности и экологичности таких моделей. Epson первой выпустила устройства без картриджей и за восемь лет продаж в Украине данные решения заслужили доверие потребителей, что позволяет компании с 2013 г. удерживать лидерскую позицию на рынке струйной печати в денежном выражении.

Цветная серия бескартриджных МФУ «Фабрика печати Epson» особо популярна в сегменте образования. В связи с высоким спросом корпоративного сегмента на экономичную монохромную печать, компания также расширяет в 2018-2019 гг. линейку Epson M.

Серия монохромных устройств Epson WorkForce Pro WF-M для средних рабочих групп имеет большой спрос в различных сегментах (медицина, государственные администрации, финансовый сектор и пр.). Их популярность помимо экономической выгоды, обусловлена надежным и широким каналом продаж и сервиса.

В этом году также увеличились продажи цветных струйных устройств для больших рабочих групп серии Epson WorkForce Pro RIPS. Корпоративные заказчики выбирают эту серию в случае превалирующего количества задач в ч/б печати, но с необходимостью цветной печати в небольших объемах. Данные решения также выгодны с точки зрения экономичности. За счет чего вытесняют лазерные монохромные аналоги.

Тарас Чабановский

директор компании CHGroup

Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

Динамика отечественного рынка печатающих устройств не была какой-то особенной, неожиданной либо выдающейся в прошлом году. После «обвального» падения в 2014 г. наблюдается постепенное его увеличение. При этом спрос существенно изменился в сторону «низкоуровневых» устройств, в сравнении с более-менее успешными периодами экономического развития (2004-2008 и 2010-2012 гг). Объём рынка по-прежнему далеко позади успешных периодов и остается сравнимым, скажем, с показателями Венгрии – страны с населением и территорией, грубо говоря, в пять раз меньше Украины. Если сравнивать с Польшей, которая сопоставима по населению и площади, то там рынок примерно втрое больше.

Конечно же, такая ситуация является прежде всего индикатором состояния бизнеса в целом. Боязнь инвестиций и отсутствие уверенности в завтрашнем дне привело к тому, что на рынке доминируют низкоуровневые (низкопроизводительные и малофункциональные) продукты. Дистрибуция «устаревшей (б/у) техники из Европы» дополнилась открыто заявляющими о своих способах поставки компаниями, торгующими электроникой, завезенной «в сумках» из европейских стран. Такие предприниматели используют известные интернет-площадки наряду с официальными представителями тех же брендов.

Состояние и отношение бизнеса к будущему отражается и в качестве отпечатанных документов. Параноидальное отношение к экономии и желание сиюминутной, мелкой выгоды привело к смещению конкуренции по стоимости владения к соперничеству среди компаний, занимающихся перезаправкой. В результате качество отпечатанных документов можно сравнить с состоянием дорог. Отпечатанный текст исчезает также быстро, как и дорожное покрытие – не более двух кварталов.

В меньшем числе, но, все же, существуют и дальновидные компании, которые выстраивают свои бизнес-процессы, планируя среднесрочное будущее. Они инвестируют в развитие и качество предоставляемых услуг/ товаров, что приносит выгоду и результат на несколько лет вперед. Так, если говорить о развитии международных брендов в Украине на примере OKI, которая не имеет в своем портфолио низкоуровневых устройств и ориентирована исключительно на бизнес-пользователя, в том числе и благодаря усилиям компании CHGroup, в 2018 г. удалось достичь повышения объемов поставок оборудования на 62% в годовом измерении. При этом общий рост рынка печатающей периферии (лазерных устройств) составил ориентировочно 12%.

Из позитивных тенденций стоит отметить, что продолжает активно, как для небольшого пока еще сегмента рынка, развиваться направление аутсорсинга печати. Как правило, кроме уже известной «покопийки», в большинстве случаев важной частью таких проектов становится и организация документооборота. Причем на передний план выходят безопасность, конфиденциальность, контроль и установление политик печати, оптимизация и улучшение эффективности работы персонала, вовлеченного в обеспечение бесперебойности функционирования и обслуживания техники.

Александра Добродеева

начальник отдела управления продажами группы компаний «В.М.»

Как «евробляхи» влияют на рынок печатающих устройств?

В последний год мы наблюдали небольшое оживление украинского рынка расходных материалов, которое в основном выражалось в повышении спроса на услуги и совместимые расходники. Возможно, сыграл свою роль отложенный спрос, который сформировался ввиду сложной экономической ситуации. По нашим оценкам, рост составил 5-10% относительно 2017 г. Сложно сказать, продолжится ли эта тенденция, так как многое будет зависеть от экономической стабильности в стране. Важно не забывать про такие тенденции, как внедрение электронного документооборота и широкое распространение мобильных устройств, которые также негативно влияют на рынок печати.

Если говорить о лазерной технологии, то здесь можно отметить определенный рост интереса к услуге покопийного обслуживания. По-прежнему пользуется спросом б/у техника, которая поступает к нам с европейского рынка и значительно усложняет продажи клиентам новых аппаратов.

В струйном сегменте нельзя не отметить появление большого количества струйных устройств бизнес-сегмента, а также постепенный переход к бескартриджным системам.

По нашим ощущениям, на рынке продолжается перераспределение спроса в сторону совместимых расходных материалов и услуг заправки/ восстановления картриджей, которое связано с желанием потребителей экономить. Скорее всего, эта тенденция сохранится.

В текущем году мы планируем и дальше укреплять позиции наших брендов Patron и Barva во всех каналах продаж.