Непрерывное стремление к экономии на печати документов наряду с развитием современных альтернативных технологий оказывает существенное влияние на рынок печатающих устройств. О положительных и негативных тенденциях рассказывают поставщики оборудования, расходных материалов и сопутствующих услуг.
По оценкам аналитического агентства IDC, украинский рынок лазерной печатной техники в 2018 г. увеличился на 12%. Мы ожидаем, что в этом году продолжится умеренный рост или объёмы продаж останутся на том же уровне. Вероятность спада достаточно низкая, но и на стремительный подъём рассчитывать не стоит.
Прошлогодний рост рынка лазерной печатной техники эксперты связывают с удовлетворением отложенного спроса. В последние годы значительная доля продаж приходится на организации, которые долгое время отказывались от модернизации парка, а теперь закупают новые принтеры и МФУ вместо устаревших.
Уже много лет сохраняется тенденция перехода от принтеров к МФУ. Если продажи последних показали в 2018 г. значительный рост, то сбыт принтеров в разных сегментах или падал, или оставался на прежнем уровне.
На рынке пока преобладают монохромные модели. По итогам года цветные сетевые устройства показали рост на 9%, но эта динамика не превышает общерыночную. По нашим наблюдениям, принтеры и МФУ с возможностью цветной печати чаще всего приобретают или для домашнего пользования, или для создания простых видов рекламной и маркетинговой продукции.
При общем росте рынка на 12% сегмент персональных печатных устройств вырос только на 1%. Предпочтения заказчиков смещаются в сторону решений формата A3 и сетевых монохромных моделей A4. В результате эти сегменты увеличились на 19% и 28% соответственно. Такой разрыв можно объяснить тем, что во многих случаях компании предпочитают устанавливать не большие коридорные устройства, а компактные, но при этом высокотехнологичные МФУ. Хотя такие модели чуть менее экономичны, заказчики всё равно их выбирают благодаря небольшим габаритам, высокой производительности и широкому выбору функций.
В то время как большинство корпоративных пользователей по-прежнему воспринимают МФУ только в качестве инструмента для печати, копирования и сканирования, всё больше заказчиков проявляют интерес к умным устройствам, возможности которых намного шире. Такие модели позволяют оптимизировать процессы документооборота, сделать совместную работу удобнее и тратить на решение привычных задач меньше времени и ресурсов. Сейчас переход к умным устройствам только набирает обороты, но с каждым годом эта тенденция будет всё сильнее влиять на рынок.
Кроме того, повышенным спросом сейчас пользуются печатные устройства с поддержкой украинского языка. Практика показывает, что локализованный интерфейс является весомым аргументом при выборе оборудования для государственных учреждений.
Локальный рынок печатных устройств в минувшем году демонстрировал противоположные тенденции в различных сегментах. Сбыт принтеров, например, упал почти на 16% в штуках. Похоже, они шаг за шагом превращаются в нишевый продукт и потихоньку уходят с потребительского рынка, при этом оставаясь полноценным игроком сегмента В2В. Продажи МФУ незначительно выросли (до 4%). Наблюдается существенное перераспределение между струйной и лазерной техники. Первые стремительно наращивают свою долю.
Canon сохраняет ведущие позиции в Украине. По данным «GfK Украина», в сегменте МФУ доля компании составила 44.7% (в штуках), а в принтерах – 35.4%. При этом в цветных лазерных устройствах производитель может похвастать долей в 2/3 рынка.
Мы прогнозируем небольшой рост продаж в текущем году, в основном за счёт МФУ, как струйных, так и лазерных. В лазерном сегменте продолжит расти доля цветных устройств, а в струйном – моделей со встроенным СНПЧ. Последний является приоритетом Canon на 2019 г. Ожидается обновление существующего модельного ряда. Компания недавно анонсировала три новых модели бизнес-класса в данном сегменте. Мы активно работаем над продвижением данных продуктов в потребительской части рынка как эффективной и более функциональной замены недорогим монохромным лазерным устройствам.
Вторым нашим фокусным сегментом на обозримую перспективу являются монохромные и цветные лазерные устройства среднего и высокого уровня. Здесь также ожидается полное обновление модельного ряда до конца года.
Мы можем делать выводы только исходя из своих результатов работы. Epson показала годовой темп роста 59% в струйных решениях в деньгах. При этом компания является лидером данного сегмента с долей 65% в денежном и 49% в количественном выражении (по данным независимого аналитического агентства IDC).
Реформирование важных для экономики страны образовательной и медицинской отраслей привели к росту рынка печатающей техники. Украинский потребитель остается чувствительным к стоимости владения устройств, но ищет баланс между экономичностью и функциональностью. При этом ценит выгоды струйной печати.
Лучшую динамику продаж демонстрируют струйные бескартриджные устройства серии «Фабрика печати Epson». Причина заключается в полном соответствии требованиям корпоративных и домашних пользователей к печати. Украинский потребитель оценил низкие себестоимость отпечатка и стоимость владения устройством, пониженное энергопотребление, при высокой производительности, качестве, надежности и экологичности таких моделей. Epson первой выпустила устройства без картриджей и за восемь лет продаж в Украине данные решения заслужили доверие потребителей, что позволяет компании с 2013 г. удерживать лидерскую позицию на рынке струйной печати в денежном выражении.
Цветная серия бескартриджных МФУ «Фабрика печати Epson» особо популярна в сегменте образования. В связи с высоким спросом корпоративного сегмента на экономичную монохромную печать, компания также расширяет в 2018-2019 гг. линейку Epson M.
Серия монохромных устройств Epson WorkForce Pro WF-M для средних рабочих групп имеет большой спрос в различных сегментах (медицина, государственные администрации, финансовый сектор и пр.). Их популярность помимо экономической выгоды, обусловлена надежным и широким каналом продаж и сервиса.
В этом году также увеличились продажи цветных струйных устройств для больших рабочих групп серии Epson WorkForce Pro RIPS. Корпоративные заказчики выбирают эту серию в случае превалирующего количества задач в ч/б печати, но с необходимостью цветной печати в небольших объемах. Данные решения также выгодны с точки зрения экономичности. За счет чего вытесняют лазерные монохромные аналоги.
Динамика отечественного рынка печатающих устройств не была какой-то особенной, неожиданной либо выдающейся в прошлом году. После «обвального» падения в 2014 г. наблюдается постепенное его увеличение. При этом спрос существенно изменился в сторону «низкоуровневых» устройств, в сравнении с более-менее успешными периодами экономического развития (2004-2008 и 2010-2012 гг). Объём рынка по-прежнему далеко позади успешных периодов и остается сравнимым, скажем, с показателями Венгрии – страны с населением и территорией, грубо говоря, в пять раз меньше Украины. Если сравнивать с Польшей, которая сопоставима по населению и площади, то там рынок примерно втрое больше.
Конечно же, такая ситуация является прежде всего индикатором состояния бизнеса в целом. Боязнь инвестиций и отсутствие уверенности в завтрашнем дне привело к тому, что на рынке доминируют низкоуровневые (низкопроизводительные и малофункциональные) продукты. Дистрибуция «устаревшей (б/у) техники из Европы» дополнилась открыто заявляющими о своих способах поставки компаниями, торгующими электроникой, завезенной «в сумках» из европейских стран. Такие предприниматели используют известные интернет-площадки наряду с официальными представителями тех же брендов.
Состояние и отношение бизнеса к будущему отражается и в качестве отпечатанных документов. Параноидальное отношение к экономии и желание сиюминутной, мелкой выгоды привело к смещению конкуренции по стоимости владения к соперничеству среди компаний, занимающихся перезаправкой. В результате качество отпечатанных документов можно сравнить с состоянием дорог. Отпечатанный текст исчезает также быстро, как и дорожное покрытие – не более двух кварталов.
В меньшем числе, но, все же, существуют и дальновидные компании, которые выстраивают свои бизнес-процессы, планируя среднесрочное будущее. Они инвестируют в развитие и качество предоставляемых услуг/ товаров, что приносит выгоду и результат на несколько лет вперед. Так, если говорить о развитии международных брендов в Украине на примере OKI, которая не имеет в своем портфолио низкоуровневых устройств и ориентирована исключительно на бизнес-пользователя, в том числе и благодаря усилиям компании CHGroup, в 2018 г. удалось достичь повышения объемов поставок оборудования на 62% в годовом измерении. При этом общий рост рынка печатающей периферии (лазерных устройств) составил ориентировочно 12%.
Из позитивных тенденций стоит отметить, что продолжает активно, как для небольшого пока еще сегмента рынка, развиваться направление аутсорсинга печати. Как правило, кроме уже известной «покопийки», в большинстве случаев важной частью таких проектов становится и организация документооборота. Причем на передний план выходят безопасность, конфиденциальность, контроль и установление политик печати, оптимизация и улучшение эффективности работы персонала, вовлеченного в обеспечение бесперебойности функционирования и обслуживания техники.
В последний год мы наблюдали небольшое оживление украинского рынка расходных материалов, которое в основном выражалось в повышении спроса на услуги и совместимые расходники. Возможно, сыграл свою роль отложенный спрос, который сформировался ввиду сложной экономической ситуации. По нашим оценкам, рост составил 5-10% относительно 2017 г. Сложно сказать, продолжится ли эта тенденция, так как многое будет зависеть от экономической стабильности в стране. Важно не забывать про такие тенденции, как внедрение электронного документооборота и широкое распространение мобильных устройств, которые также негативно влияют на рынок печати.
Если говорить о лазерной технологии, то здесь можно отметить определенный рост интереса к услуге покопийного обслуживания. По-прежнему пользуется спросом б/у техника, которая поступает к нам с европейского рынка и значительно усложняет продажи клиентам новых аппаратов.
В струйном сегменте нельзя не отметить появление большого количества струйных устройств бизнес-сегмента, а также постепенный переход к бескартриджным системам.
По нашим ощущениям, на рынке продолжается перераспределение спроса в сторону совместимых расходных материалов и услуг заправки/ восстановления картриджей, которое связано с желанием потребителей экономить. Скорее всего, эта тенденция сохранится.
В текущем году мы планируем и дальше укреплять позиции наших брендов Patron и Barva во всех каналах продаж.