Joltage: беспроводная Сеть для всех

2 апрель, 2002 - 23:00Александр Москалюк

Поиск на сайте ITC Online информации по ключевому слову "wireless" дает возможность проследить за ростом интереса к беспроводным технологиям. Так, в 1999 г. ключевое слово содержалось всего в двух материалах, а уже в 2000 г. количество статей превысило 40. Годом позже слово "wireless" встречается уже в 57 материалах на сайте.

Такие тенденции в целом соответствуют повышению внимания к беспроводным технологиям и на мировом рынке. В самом начале своего развития беспроводные сети не представляли интереса ни для пользовательского, ни для корпоративного мира по причине высокой стоимости оборудования и низкой пропускной способности каналов. Затем перспективами создания беспроводных сетей заинтересовались крупные компании, которые находятся в постоянном поиске упрощения бизнес-процессов с помощью технологий, и началось постепенное удешевление решений. Вскоре беспроводные сетевые карты стали доступными и для пользователей ПК, а в некоторых ноутбуках эти функции содержатся уже в базовой конфигурации.

Эндрю Вайнрайх (Andrew Weinreich) намерен воспользоваться растущим интересом к мобильным технологиям для становления бизнеса собственного предприятия, основной задачей которого будет перепродажа wireless-доступа. Его нельзя назвать предпринимателем-новичком, именно он в период Internet-бума создал сайт-сообщество SixDegrees.com, где пользователи могли получить бесплатную почту, возможность участия в форумах и... Ничего большего, собственно, предусмотрено не было, однако недостаток функциональности не помешал Вайнрайху в период подъема Internet-проектов продать свой проект компании Youthstream Media Networks за 125 млн. долл. Сегодня сайт sixdegrees.com, увы, не имеет даже заглавной странички.

Однако речь в данном материале пойдет не об Internet-эпопее, а о новом проекте Вайнрайха в области беспроводных технологий. В октябре прошлого года мы рассказали об инициативных группах Internet-пользователей, живущих по соседству и организующих сети публичного доступа ко Всемирной Паутине, используя недорогое оборудование и открытые протоколы для беспроводного обмена данными.

Были статьи и о коммерческих предприятиях в области предоставления Internet-доступа через беспроводные сети. Один из таких проектов компании Metricom после длительных финансовых инъекций, как ни жаль, все-таки не вышел на прибыльную кривую и был закрыт.

И тем не менее количество беспроводных сетей сегодня растет экспоненциально. Корпоративные кампусы, университетские городки, крупные деловые центры предпочитают потратиться на беспроводную инфраструктуру в случаях, когда доступ к Internet востребован широкой группой пользователей, готовых за это платить.

Как видим, с одной стороны, в наличии имеется весьма крупный рынок беспроводного Internet-доступа, неиспользованные каналы и необходимость получения доходов от вложенных в беспроводные технологии денег. С другой стороны, существует спрос на платный доступ к беспроводной Сети, так как количество пользователей, предпочитающих захватить ноутбук в дорогу, постоянно растет.

Компания Joltage, основанная Эндрю Вайнрайхом, как раз и собирается выступать посредником между десятками и сотнями локальных беспроводных сетей с возможностью доступа в Internet и тысячами (а потенциально -- миллионами) пользователей, которые не прочь подключиться к Сети с помощью встроенной мобильной карты, находясь вдалеке от "домашней зоны", где у них остался оплаченный коммерческий аккаунт или университетский доступ.

Владельцам сетей Вайнрайх предлагает подключиться к инфраструктуре Joltage для использования незадействованных каналов. Провайдер имеет полное право в любой момент выйти из Joltage либо отказать клиенту в оказании услуг, если все каналы заняты на 100%. Однако если такая ситуация не является для провайдера стандартной, то за каналы, предоставленные в пользование клиенту Joltage, можно будет получить определенное финансовое вознаграждение.

Вайнрайх не скрывает того факта, что большим это вознаграждение быть не может -- ведь речь идет не об основном доходе провайдера, а о продаже невостребованных ресурсов. Такая ценовая политика дает возможность Joltage предлагать весьма умеренные цены своим пользователям -- $2 в час либо $25 в месяц. Во втором случае речь идет о нелимитированном использовании беспроводных каналов.

Есть ли у Joltage шансы заработать деньги в сфере, где пока что теряют прибыли и более крупные компании? "Этот рынок находится на стадии бума, -- утверждает генеральный директор Майкл Капло (Michael Chaplo), который 20 лет проработал в АТ&Т. -- Через пять лет большинство публичных мест в США будут охвачены беспроводным доступом".

По данным компании IDC, к концу 2001 г. только телефонные компании в Северной Америке заменили 10 млн. линий на wireless-каналы. Аналитическая компания Allied Business Intelligence прогнозирует рост рынка устройств с использованием 802.11b и утверждает, что к 2005 г. ежегодный объем продаж составит 20 млн. единиц.