Эра мобильных данных

16 апрель, 2010 - 13:45Артем Юрченко

Исходя из уровня доходности услуги по передаче данных стремительно берут под контроль территории, ранее принадлежавшие традиционным голосовым сервисам. Причем борьба выходит за пределы емкой ниши смартфонов, взяв за ориентир прочие портативные устройства. И главными стимуляторами развития сегмента все чаще становятся не только медиаконтент, но и дополнительные приложения, функциональное насыщение которых подогревает и без того высокий интерес к конвергентным разработкам.

Эра мобильных данных
Эра мобильных данных

Как подсчитала аналитическая компания Chetan Sharma Consulting (CSC), в прошлом году совокупные доходы беспроводных операторов от услуг по передаче данных превысили 220 млрд долл., что составило 26% общего объема полученной выручки. Несмотря на вызванное рецессией замедление развития, доля доходов на ключевых рыночных направлениях перешагнула порог в 10%.

По оценкам аналитиков iSuppli, глобальные поставки смартфонов и прочих продуктов, обеспечивающих мобильный доступ в Интернет, в частности поддерживающих вариации стандартов WLAN, WMAN и WWAN, возросли до 262,7 млн единиц, а по итогам 2014 г. приблизятся к отметке 735,6 млн устройств. Столь высокие цифры уже сегодня находят подтверждение в прогнозах ведущих игроков рынка. Один из крупнейших операторов – T-Mobile USA – объявил о намерении охватить 185 млн потенциальных клиентов сетью HSPA+ уже к концу года. Конкуренты в лице Verizon Wireless и Sprint Nextel/Clearwire вынашивают не менее смелые планы распространить к концу года свои сети LTE и WiMAX среди 100 и 120 млн пользователей соответственно.

Вместе с тем масштабное развитие сетей широкополосного мобильного доступа сервис-провайдерами способствует оперативному внедрению модулей беспроводной связи в MID, нетбуки, навигаторы, MP3-плееры, автомобильные информационные системы, значительно расширяя целевую аудиторию желающих иметь доступ к ресурсам Сети «на ходу». Как результат, в прошлом году общий мировой объем переданых мобильных данных впервые превысил 1 эксабайт. Что характерно, месячный объем переданных данных зачастую опережал аналогичные показатели голосового трафика. Рынок развивается настолько стремительно, что по итогам текущего года совместными усилиями общемировой рекорд 2009 г. смогут повторить два крупнейших региона – Северная Америка и Западная Европа. Ожидается, что в нынешнем году количество мобильных широкополосных подключений окончательно превысит численность фиксированных широкополосных.

У большинства крупных мировых операторов доля поступлений от услуг по передаче данных в среднемесячном доходе на абонента уже исчисляется двузначным числом. Так, у японских NTT DoCoMo и Softbank это значение превышает 46% общего ARPU. Порог в 35% удалось преодолеть ключевым игрокам австралийского, итальянского и британского рынков.

Тем не менее в общем зачете США наращивают отрыв от Японии. Исходя из объема доходов, полученных от сервисов, связанных с передачей данных, первая заработала 44,56 млрд долл., в то время как результат Страны восходящего солнца замер у отметки 32,5 млрд. Тройку лидеров замыкает стремительно развивающий сетевую инфраструктуру Китай, общие доходы провайдеров которого превысили 20,3 млрд. По итогам 2009 г. в пятерку стран-лидеров по объему доходов от услуг по передаче данных вошли США, Япония, Китай, Великобритания и Италия.

В личном зачете на относительном удалении от общей группы все еще находится NTT DoCoMo, заработавшая на этих сервисах более 16 млрд долл. Следом за фаворитом расположились Verizon Wireless, China Mobile, AT&T и KDDI. Причем каждый из упомянутых операторов получил на услугах по передаче данных свыше 10 млрд долл. Перечислив представителей второй пятерки, а именно Sprint Nextel, Softbank Mobile, T-Mobile USA, O2 UK и China Unicom, стоит отметить, что на долю Топ 10 пришлась почти половина, в частности 43%, мировых доходов от этого вида услуг.

Вполне предсказуемо бессменный лидер мобильного трафика минувших лет SMS продолжает терять свои позиции. Так, в Японии и Корее доля доходов, не связанных с SMS, достигла 70–75%, а в Северной Америке – 50–60%. С другой стороны, популярность коротких сообщений все еще высока в Западной Европе, страны которой в 2009 г. показали лишь 20–40% не относящихся к SMS поступлений от услуг по передаче данных.

Возрастает роль загружаемых приложений, приобретающих статус важного элемента экосистемы конечного терминала. По мнению аналитиков CSC, количество приложений, загруженных для всех типов мобильных устройств в 2009 г., превысило 7 млрд, позволив получить не менее 4,1 млрд долл. совокупного дохода. При этом в указанном объеме выручки лишь около 12% пришлось на долю приложений, «завязанных» на мобильную рекламу.

Несмотря на то что регион APAC остается лидером по количеству загруженных приложений, более половины доходов рынка обеспечивает Северная Америка. Во многом благодаря ее потребителям их средняя стоимость в 2009 г. достигала 1,09 долл., а выручка от использования бесплатных приложений, основанных на рекламной модели, составляла в среднем $0,09 в год с одного пользователя. В то же время цена программ в других регионах зачастую не превышала $0,2.

Ожидается, что при среднегодовом росте данного показателя в пределах 92% уже к 2012 г. глобальная индустрия мобильных приложений вплотную приблизится к рубежу в 50 млрд загрузок. Как следствие, через два года объем рынка в денежном выражении будет оцениваться не менее чем в 18,83 млрд долл., в свою очередь превысив уровень доходов от продажи компакт-дисков.

По состоянию на конец I квартала 2010 г. количество магазинов приложений, не связанных с операторами услуг, увеличилось с 8 до 47. Ряды контент-провайдеров пополняются новыми игроками. Однако App Store по-прежнему остается вне конкуренции. Уже в этом году число загрузок с виртуальных витрин ресурса Apple превысило 3 млрд. Текущие темпы спроса говорят о том, что владельцы iPhone загружают в среднем в 2,4 раза больше приложений, нежели владельцы других смартфонов. Причем, по мнению аналитиков In-Stat, более прибыльными у разработчиков для всех без исключения платформ остаются программы, взаимодействующие с социальными сетями, а также системное ПО. Уровень использования подобных решений значительно превышает средний. Тем не менее нарастающая конкуренция постепенно создает на рынке мощное ценовое давление, а поставщики ПО стремятся сделать свои решения мультиплатформенными.

Не менее важная тенденция – сокращение роли мобильных операторов в реализации приложений. Если в прошлом году на долю предустановленных приложений c сетевой поддержкой со стороны оператора пришлось свыше 60% дохода от продажи ПО, то уже в 2012 г. весьма актуальным будет соотношение 23:77 в пользу разработок, не связанных с сервис-провайдерами. Более того, значительно возрастет вес бесплатных программ, предполагающих использование различных рекламных моделей.

Развитие мирового рынка беспроводной связи
Год Количество пользователей беспроводной связи в мире, млрд чел. Удельная доля пользователей сервисов по передаче данных, %
2009 4,6 21
2010 5,1 28
2011 5,4 35
2012 5,9 45
По данным Chetan Sharma Consulting.