Эх, школа, школа!

6 июль, 2011 - 13:24Иван Шихат-Саркисов

«Эх, школа, школа! Родная школа! Сколько ты нам знаний дала – вспомнить страшно… Ну зачем, зачем нормальному человеку все это нужно?»

Такими словами начинается очень «бородатый» монолог Аркадия Хайта «Школьные годы». В 1988 году, в третьем классе, я заучил этот монолог наизусть для декламации перед своими одноклассниками, так было надо ;)

Монолог повествует больше об отсутствии практической связи преподаваемых дисциплин с повседневными реалиями жизни взрослого человека, чем критикует наполнение самих учебных курсов. Но зачастую сами курсы могут быть составлены так, что дают бесполезные и устаревшие знания, которые уже никому не нужны.

И, казалось бы, сегодня спустя более 20 лет, в нашей стране должна была невольно сформироваться система образования, шагающая в ногу со временем и прогрессом, позволяющая выпускникам школ иметь отличный фундамент знаний и навыков. Однако имеем мы на сегодняшний день проблемы не только с практичностью, но и с наполнением.

Стремительно развивающиеся ИТ, несомненно, внесли свои коррективы в систему общеобразовательной школы, но вопрос в том, являются ли эти изменения достаточными? Взять хотя бы такой предмет, как «Информатика». Насколько программа этого курса отвечает современным тенденциям? Каков уровень квалификации педагогов, которые преподают его? Как часто происходит актуализация учебной программы?

При беглом анализе вопроса возникает впечатление совершенно адекватной ситуации с учебной программой, ее наполнением, а также учебниками, которые рекомендует МОН.

В программу включены такие «правильные» разделы как «Комп’ютерні презентації», «Текстовий процесор», «Системи обробки табличної інформації» и даже «Служби Інтернету»! Страницы учебников содержат блок-схемы демонстрирующие, например, перечень возможностей использования Интернет-ресурсов для обучения. Используется очень много скриншотов элементов интерфейса изучаемого программного обеспечения. Включены так же и списки ссылок на полезные сайты…

Так, может, и нет никакой проблемы, спросите вы? Проблема есть и она системная, она не носит характер досадного недоразумения, она распространяется, увы, на всю сферу школьного обучения.
Вот лишь неполный список того, что в первую очередь бросается в глаза при попытке анализа ситуации:

• Программа обучения – последние глобальные изменения внесены в 2008-2009 гг;
• Тематическое наполнение курса отрывисто и скудно;
• Порядок чтения тематических блоков вызывает недоумение;
• Отсутствует изучение или пояснения необходимых фундаментальных определений и принципов;
• Цитирую: «…рекомендуємо використати одну з двох найпопулярніших програм — ICQ або Skype і не рекомендуємо підмінювати їх середовищами соціальних мереж, таких як «В Контакте»;
• Львиная доля гиперссылок, приведенных в учебниках, не работают (сайты прекратили свое существование);
• Модификации программного обеспечения, на основе которого построен учебный процесс, морально устарели;
• Модули контроля знаний иногда содержат удивительные вопросы!

Например, такой: «Як часто збирається експертна група з питань рухомого зображення (MPEG)?» - чем полезны такие знания???
Если углубляться в тему, то уверен, список недочетов и несуразностей вырастет многократно.

Интересно, когда произойдет ближайшее обновление программы курса «Информатика»? Появится ли в программе рассмотрение социальных сетей и других интернет-сервисов в разрезе средств коммуникации? А если появится, то кто и как это все будет преподавать?

Вопрос квалификации преподавателей в действительности еще более сложный. Вот как об этой проблеме сказал один из участников круглого стола по проблемам ИТ- образования: «В Украине более 100 ВУЗов имеют лицензию на подготовку ИТ-специалистов. И каждый из них искренне хочет выполнять свою работу хорошо. Но есть как минимум два фактора, которые делают это невозможным – обязательная (устаревшая) программа обучения и невозможность привлечь к преподаванию компетентные кадры из-за низкой платежеспособности. Это – реальность».

И волей-неволей приходишь к выводу, что преподавание в школе направления, непосредственно связанного с информационными технологиями, требует не «косметического ремонта», а кардинальных изменений. Каких? Давайте попробуем обсудить…