Из прочитанного: How We Learn

4 декабрь, 2015 - 12:09Александр Москалюк

Типичная для таких книг карьера автора – научный обозреватель Los Angeles Times, научный обозреватель New York Times, в результате чего собранного материала хватает на полноценную книгу. Вначале How We Learn описывает миф об эффективной учебе, с которым знаком каждый – нужно найти тихий уголок, отключить телефон, сказать домашним не приставать и зубрить-зубрить-зубрить, изредка делая перерывы на подкрепление и туалет. Между тем, те скудные научные исследования, которые сегодня публикуют психологи, интересующиеся практической педагогикой, рекомендуют другие подходы к процессу обучения. О них и книга.

Из прочитанного How We LearnВ качестве заправки для полноценной дискуссии читателя знакомят с кривой обучаемости Эббингхауса – тот заставлял себя учить и повторять бессмысленные слоги, после чего аккуратно записывал свои возможности в плане вспоминания заученных слогов и зависимости памяти от количества повторений, которые приходились на тот или иной слог. Основной тезис Эббингхауса в плане практической педагогики можно сформулировать как “Повторенье – мать ученья“, но материал при этом заучивается небольшими порциями а повторяется часто.

На этом фоне исследователь Филип Босвуд Баллард решил поэкспериментировать с материалом не столь абстрактным, предоставив для ознакомления группе подопытных школьников стихотворение-балладу. После чего он проверяет их каждый день на предмет знания баллады без предоставления доступа к книжкам. Выясняется, что отсутствие повторения, но наличие экзамена напрягает краткосрочную память – на второй день школьники вспомнили больше деталей из стихотворения, на третий – еще больше. За отсутствием оригинала, с которого можно было подучить, уровень закрепления информации начинает падать к четвертому дню и стабильно падает после этого. Что, впрочем, вводит интересную коррекцию в тезис Эббингхауса. Заученный материал можно не повторять сразу же на следующий день. Гораздо лучше себя просто перепроверить, предоставив подсознательным информационным потокам возможность выяснить, какая информация закрепилась хорошо, а какую стоит подучить. По этому принципу, кстати, функционируют многие приложения для заучивания материала – первоначальная SuperMemo и многочисленные адаптации (для меня самой удобной оказалась Memrise) работают по примерному правилу “20% нового материала, 80% проверочного материала, упор на небольшие сессии каждый день”.

Следующий набор исследований – влияние окружающей среды на закрепление информации. Опыт показывает, что учить можно и в тихой комнате, и в шумных условиях общежитиях, и в кофейне, и на природе, и в университетском коридоре непосредственно перед экзаменом. Какой же из этих вариантов лучше? Исследования, процитированные автором, сходятся в том, что для оптимального закрепления следует часто менять обстановку, делая ее максимально разнообразной. Здесь у автора своя теория – память лучше всего функционирует в условиях синестезии, и заучивание в одних и тех же белых стенах в полной тишине – это ее полная противоположность. Смена места учебы, звуковой гаммы вокруг, положения тела либо его состояния (сидячее, в процессе прогулки, на велосипеде, на пробежке), какие-то новые ощущения в плане обоняния, даже смена настроения – все это положительно повышает индикаторы закрепления материала.

Влиянию сна на работу памяти посвящено много исследований, и все они в основном сходятся в своих выводах – сон положительно влияет как на процесс закрепления заученного материала, так и на энергоемкость мозга и готовность усваивать новый материал на следующий день. Идиома английского языка “sleep on it” в целом верна и применима не только в ночное время – исследования, цитируемые Кери, показывают, что уровень закрепления материала возрастает даже в случае небольших перерывов на дневной сон. А вот специфика глубокого сна и деление его на несколько фаз вносит свои нюансы – похоже, что закрепление памяти происходит на более поздних фазах сна, и часто прерываемый ночной сон приводит к понижению усвояемости.

Еще одна глава обсуждает масштабные проекты, которые никак не начать. Кто помнит методику Getting Things Done Дэвида Аллена, тот знает его принцип продуктивности – что-то недоделанное сидит в памяти и гложет мозг, отнимая умственную энергию своим постоянным индикатором оповещений. Если вы хотите о чем-то забыть (и этим самым успокоить свой мозг), то GTD рекомендует принцип “с глаз долой – из сердца вон” – задачу нужно либо решить, либо делегировать, либо перенести в папку задач для решения с конкретной датой. Кери же по сути придумал анти-хак – если какой-то масштабный проект (типа диссертации или книги) начать даже с минимальным рвением и кое-как поддерживать в рабочем состоянии, посвящая ему пускай даже минимальное количество времени, то мозг сам начнет втягиваться в проект и напоминать о его незавершенности. Более того, минимальное вовлечение в него начнет заводить в мозг мысли по теме, и к каждой новой такой сессии субъект уже будет подходить более готовым. Главное в этом анти-хаке – постоянство. Кое-как поддерживать проект в рабочем состоянии нужно каждый день. Это, впрочем, вряд ли является чем-то сенсационным – многочисленные учебники по авторскому мастерству советуют писать каждый день. Пусть страничку, но каждый день, и в какой-то момент отработанный навык превратится в музу и вдохновение.

В целом книга читается довольно быстро и написана неплохо – видно подготовленную руку журналиста. Несколько глав посвящено физиологии мозга и физиологическому эффекту сна – я их тут пропустил, иначе рецензия получилась бы просто пересказом. Автор вроде как и обнародовал известные истины, закрепленные в народном творчестве и фольклоре в виде поговорок и присказок, но привел научное обоснование каждому тезису, заодно развенчав мифы. Есть и практические советы, типа как лучше структурировать учебу, если экзамен через неделю, месяц, несколько месяцев, год и т.д. Что лучше – оттянуть сон и подучить в ночь перед экзаменом, либо же выспаться и подучить на следующее утро? Особенно интересно будет тем, кто разочарован в методах современной педагогики после собственного опыта либо опыта детей – сегодняшний школьный экспериенс все же больше склоняется к “сидим в классе, молчим, и слушаем, что говорит учитель” чем к различным методам, описываемым автором.

Из прочитанного: How We Learn