Итак, согласно опубликованным недавно отчетам ведущих аналитических фирм, во втором квартале на мировом рынке ПК наблюдался наибольший с 2000 г. прирост поставок -- на 7,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 33,2 млн. штук, по оценкам IDC, и на 10%, до 32,8 млн. штук, по данным Gartner.
Итоги прошедшего квартала оказались лучше, чем предсказывалось экспертами. По их мнению, толчком к этому во многом послужили агрессивная ценовая политика со стороны производителей и продолжающийся устойчивый спрос на ноутбуки, в том числе и в розничных сетях, где они были очень популярны.
"Индустрия ПК смогла добиться более высоких результатов, чем ожидалось, что
позволяет высказать предположение о происходящем улучшении ситуации на рынке",
-- отмечает вице-президент подразделения Gartner Computing Platforms Worldwide
Чарльз Шмульдерс (Charles Smulders).
Мировой рынок ПК во II
кв. 2003 г., по данным IDC |
Производитель
|
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная
доля, % |
Рыночная доля
во II кв. 2002 г., % |
Прирост
поставок, % |
Dell
|
5931 |
17,8 |
14,9 |
28,9 |
Hewlett-Packard
|
5376 |
16,2 |
15,4 |
13,3 |
IBM
|
2184 |
6,6 |
6,3 |
11,9 |
Fujitsu Siemens
|
1277 |
3,8 |
3,9 |
7,1 |
Toshiba
|
1032 |
3,1 |
3,0 |
10,8 |
Остальные
|
17432 |
52,5 |
56,6 |
--0,2 |
Всего
|
33232 |
100,0 |
100,0 |
7,6 |
Глядя на цифры отчетов, представленных IDC и Gartner, нельзя не обратить внимание на значительные показатели квартального роста у ведущих компьютерных компаний (за исключением разве что NEC), которые практически у всех них гораздо выше, чем у остальных фирм, вместе взятых. Таким образом, сам собой напрашивается вывод о наметившейся тенденции к вытеснению крупными поставщиками средних и мелких сборщиков.
Тем не менее на рынке ПК можно по-прежнему выделить и двух безусловных лидеров -- Dell и Hewlett-Packard, продолжающих идти, что называется, "ноздря в ноздрю". Причем во втором квартале аналитики отмечают даже некоторое усиление конкурентной борьбы между ними: обе компании проводили масштабные маркетинговые мероприятия и представили немалое количество новых моделей по весьма привлекательной цене.
Отмечается, что HP после поглощения Compaq стала гораздо более агрессивной с точки зрения ценовой стратегии, однако в Соединенных Штатах, где крайне популярна схема прямых продаж, ей еще весьма сложно соперничать с Dell, хотя кое-каких успехов здесь в течение второго квартала она все же сумела добиться. А вот на европейском рынке позиции HP вполне можно назвать доминирующими, но Dell тоже расширяет свое присутствие в Старом Свете очень большими темпами.
Мировой рынок ПК во II
кв. 2003 г., по данным Gartner |
Производитель
|
Объем поставок, тыс. шт. |
Рыночная
доля, % |
Рыночная доля
во II кв. 2002 г., % |
Прирост
поставок, % |
Dell
|
5771 |
17,6 |
14,9 |
29,5 |
Hewlett-Packard
|
5291 |
16,1 |
15,8 |
12,1 |
IBM
|
2185 |
6,7 |
6,5 |
13,4 |
Fujitsu*
|
1303 |
4,0 |
3,9 |
10,8 |
NEC
|
1006 |
3,1 |
3,5 |
--2,7 |
Остальные
|
17263 |
52,6 |
55,4 |
4,5 |
Всего
|
32820 |
100,0 |
100,0 |
10,0 |
*Включая поставки Fujitsu и Fujitsu Siemens |
Вообще, регион EMEA стоит рассмотреть отдельно. По оценкам Gartner, во втором
квартале поставки ПК здесь увеличились в сравнении со II кв. 2002 г. на 12,8%,
достигнув 9,7 млн. штук. Среди основных тенденций аналитики выделяют превзошедший
первоначальные ожидания спрос в корпоративном секторе (что объясняется дебютом
значительного числа новых моделей мобильных ПК, главным образом построенных на
платформе Intel Centrino, и снижением курса доллара по отношению к евро) при недостаточной
покупательской активности в потребительском сегменте, которая оказалась "замаскированной"
общими положительными результатами.
Лидером по объему поставок ПК в EMEA за рассматриваемый период стала HP с рыночной
долей 19,5% и годовым приростом 13,3%. Второе место заняла Dell -- соответственно
11,3% и 31,2%, третье -- Fujitsu Siemens -- 6,1% и 3,8%, четвертое -- IBM -- 6,0%
и 18,9% и пятое Acer -- 5,1% и 25,3%. В этом регионе, как и во всем мире, наблюдается
тенденция к уменьшению рыночной доли малых и средних сборщиков, что, как считают
специалисты Gartner, способно ускорить процесс консолидации последних.
На рынке Соединенных Штатов эффект от агрессивной ценовой политики проявился в особой степени, что привело к увеличению поставок на 8,1%, по данным IDC, и на 11,1%, по оценкам Gartner. Заметное оживление произошло здесь как в потребительском секторе, так и в сфере бизнеса. С другой стороны, если говорить о прогнозах на будущее, то тут эксперты высказываются с определенной осторожностью.
"Недавние исследования, проведенные нашей компанией, показали, что многие корпорации пока еще продолжают работать в режиме затянутых поясов", -- подчеркивает Чарльз Шмульдерс из Gartner.
И конечно же, нельзя не обратить внимание на тот факт, что во втором квартале половина (!) всех поставок персональных компьютеров на американский рынок пришлась на две компании -- Dell и Hewlett-Packard.
На японском рынке после обескураживающих результатов первого квартала тоже наблюдался
определенный прогресс. Однако специалисты пока не склонны рассматривать прирост
в сравнении с прошлым годом как признак оздоровления ситуации: дело в том, что
год назад там как раз проходил чемпионат мира по футболу, ставший причиной естественного
снижения покупательской активности.
Наконец, что касается еще одного крупнейшего региона сбыта ПК -- Азиатско-Тихоокеанского, тот тут, даже несмотря на распространение атипичной пневмонии, результаты оказались выше, чем первоначальные прогнозы, а темпы развития по сравнению с предыдущим кварталом cнизились весьма незначительно. Высказывается мнение, что в дальнейшем положение на рынке ПК этого региона будет улучшаться.
Ну а как обстоят дела с прогнозами для мирового рынка в целом? Все-таки аналитики
пока не спешат говорить о наконец-то начавшемся оздоровлении индустрии ПК.
"Существует вероятность того, что столь хорошие итоги являются не более чем
краткосрочным эффектом от массового снижения цен", -- считает директор IDC
Worldwide Quarterly PC Tracker Лорен Ловерде.
Что ж, с какими-либо уверенными выводами придется, по всей видимости, подождать до осени, а не исключено, что и до зимы, когда уже можно будет подводить первые итоги предстоящего бизнес-сезона.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365